Как Казахстан может изменить расчеты Путина по Украине

Как Казахстан может изменить расчеты Путина по Украине

30 назад Советский Союз распался практически бескровно. Но события последних лет доказали, что эта бескровность была лишь временной. Война России против Украины – 14,000 погибших украинцев на сегодняшний день (и эта цифра наверняка вырастет, если Москва прикажет 100,000 солдат начать вторжение) - стала главным подтверждением этому. Короткий конфликт 2008 года в Грузии, между тем, повлек за собой гибель нескольких сотен человек.

К сожалению, волнения в Казахстане могут послужить еще одним доказательством этой тенденции. По данным на 7 января, там в результате столкновений между протестующими и полицией погибли несколько десятков человек.

Кризис в бывшей советской республике в Центральной Азии объединяет геополитические проблемы всей Евразии, от попыток Москвы подмять под себя Запад и подчинить Украину до ее осторожных отношений с Китаем - и последствия его огромны. К счастью, и весьма неожиданно, этот регион в основном был стабильным после окончания гражданской войны в Таджикистане в конце 90-х годов. Он оказался буфером для крупных игроков - России, Китая и Индии, а также менее значительных, но все еще важных держав, таких как Пакистан и Иран. Однако нестабильность в Казахстане открывает перед этими государствами возможности для укрепления своих позиций в Центральной Азии, и они ими пользуются.

Находящийся в осаде президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военному альянсу, возглавляемому Россией, с просьбой помочь восстановить порядок. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, который в настоящее время является главой группы, объявил, что направит войска. Это важно по двум причинам. Во-первых, цель президента Владимира Путина по восстановлению российского влияния на постсоветском пространстве не ограничивается Украиной, Грузией и Молдовой; просьба Токаева о помощи дает Москве шанс сделать это в самой богатой стране Центральной Азии. Во-вторых, у Токаева был еще один вариант: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которую возглавляет Китай, но в которую входит и Россия. Несмотря на растущее сотрудничество между Москвой и Пекином в противостоянии политике США на глобальном уровне, в Центральной Азии эти две организации являются конкурентами.

Путин, как известно, заявил на озере Селигер в 2014 году, что Казахстан - это искусственная страна, созданная его первым президентом Нурсултаном Назарбаевым, и ее население понимает важность тесных отношений с Россией. Доля этнических русских в населения страны составляет 18%, и они - наряду с более чем 60% углеводородных ресурсов Казахстана - сосредоточены на севере, недалеко от границы с Россией. После замечания Путина союзники Кремля призвали к «возвращению» Северного Казахстана в состав России. Между тем, у Китая есть свои территориальные притязания на эту страну.

Можно с уверенностью предположить, что решение ОДКБ на самом деле было решением Путина. Значит, он посчитал, что важнее укрепить позиции Москвы в Казахстане, чем пойти навстречу Китаю. Хотя это вряд ли окажет немедленное и заметное влияние на отношения России с Китаем, это сигнал Пекину о том, что у принятия Москвой статуса младшего партнера в их двусторонних отношениях есть свои пределы. Со временем это определит характер отношений.

И это подводит нас к нынешнему наращиванию Москвой военного присутствия на границе с Украиной и вблизи нее, а также к ее попыткам выжать уступки из Соединенных Штатов, НАТО, Европейского Союза и Украины угрозами крупного наступления. Путин угрожает этим вторжением, потому что его гибридная война против Украины, которая длится почти 8 лет, не достигла своей цели: предотвратить уход страны на запад. Но это не значит, что нынешнее внимание Путина к Украине идет в ущерб другим его геополитическим целям в Евразии. Насколько это возможно, он хотел бы восстановить влияние Кремля на всей территории бывшего Советского Союза. В некоторых местах - в Крыму и, возможно, в Северном Казахстане - это означает захват и аннексию территорий Москвой. В других местах это означает обеспечение национальной безопасности и экономической политики, соответствующей интересам Кремля.

Волнения в Казахстане ставят перед Путиным вопрос: должен ли он продолжать кампанию запугивания на западном фланге, или ему следует заняться опасностями на юге? Или он может сделать и то, и другое? В настоящий момент Путин пытается усидеть на двух стульях. Возможно, ОДКБ сможет навести порядок и восстановить правительство Токаева без значительного сокращения российских сил на границе с Украиной. Это, безусловно, предпочтительнее для Кремля, поскольку его длительное наращивание военной мощи и угрозы Украине привели к тому, что переговоры с США, НАТО и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе могут привести к некоторым уступкам по таким вопросам, как ограничение расширения НАТО и деятельности Альянса в Восточной Европе, или Минские переговоры о прекращении войны Москвы в Донбассе. Он предпочел бы не ослаблять давление.

Однако если первоначальное размещение сил ОДКБ ничего не даст, Путин может оказаться перед дилеммой. Ситуация в Украине до размещения сил ОДКБ была патовой; в Казахстане положение Москвы в Центральной Азии ухудшится, если в результате народного восстания появится правительство, настроенное на реформы, или если Токаев обратится к Китаю и ШОС за помощью, чтобы остаться у власти. Тогда возникает вопрос: отвыведет ли Путин войска с границы Украины, чтобы справиться с беспорядками в Казахстане и укрепить позиции России в Центральной Азии? Это, безусловно, связано с меньшим риском, чем начало крупного наступления в Украине. Путин мог бы легко объяснить временное отступление на западе, чтобы обеспечить себе новый трофей на юге. И это все равно не исключает третьей волны наращивания российских сил на границе с Украиной.

Ставки для Путина велики и в Казахстане, и в Украине - но такому оппортунисту, как он, может оказаться трудно успешно заниматься и тем, и другим одновременно.