Катар и Glencore избавились от акций "Роснефти"

Катар и Glencore избавились от акций "Роснефти"

Крупнейшая в российской истории приватизационная сделка - продажа 19,5% "Роснефти" - продолжает обрастать темными пятнами.

Инвесторы, которые декларировались как стратегические, - катарский суверенный фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore - избавились от большей части купленных акций, сообщил в пятницу глава компании Игорь Сечин.

Три четверти приватизированного госпакета (14,16% акций) было перепродано китайскому конгломерату "Хуасинь" (CEFC) - одной из крупнейших частных компаний КНР, которая имеет активы в нефтегазовом и финансовом бизнесе, пишет Finanz.ru.

Согласно сообщению Glencore, сделка прошла по цене на 16% выше средних рыночных котировок за последний месяц, или 8,9 млрд долларов. Источник "Ведомостей" утверждает, что ее сумма значительно ниже - 7,5 млрд долларов.

После продажи у Катара останется пакет в 4,7% акций, а у Glencore - лишь 0,5%.

Консорциум сбросил ту часть пакета, которую покупал на кредит в 5,2 млрд евро от итальянского банка Intesa, рассказал Сечин.

Intesa с марта искал инвесторов, которые были бы готовы разделить с ним бремя финансирования сделки. Были приглашены 15 банков, но ни один из них не согласился синдицировать выданный займ, сообщили Reuters источники на рынке.

По словам одного из банкиров, на отказ повлиял новый санкционный пакет в отношении России, который был принят администрацией США летом.

Теперь же кредит будет погашен, а Intesa получит назад все деньги, цитирует Nasdaq.com заявление итальянского банка.

На таких условиях сделка проводилась изначально: если банк не находит желающих вложиться в кредит, то пакет выкупается обратно, рассказывали The Wall Street Journal источники, близкие к участникам приватизации.

В итоге приватизация оказалась "с двойным дном", говорит аналитик "Финама" Алексей Калачев: Катар и Glencore лишь "припарковали" госпакет у себя на время, пока Сечин искал новых инвесторов.

Приватизация, несмотря на ее размер и стратегический характер, изначально была экстремально непрозрачной, отмечает аналитик Macro Advisory Крис Уиффер.

Конечным владельцем акций стал сингапурский офшор, созданный по принципу матрешки, с использованием четырех компаний-прокладок. Две из них - QHG Investment LLP и QHG Holding - были зарегистрированы в Великобритании, одна - в Катаре (Qatar Holding), еще одна - на Каймановых Островах (QHG Cayman). Причем конечные бенефициары последней так и остались неизвестными.

В обмен на китайские инвестиции "Роснефть" заключила долгосрочные контракты на поставку нефти, заявил Сечин. Как правило, такие сделки включают существенную скидку по цене - аналогичным образом "Роснефть" в 2013-14 гг заложила еще не добытую нефть на десятки миллиардов долларов, а теперь расплачивается, продавая каждый баррель на 4,5-6 долларов дешевле рыночных котировок, напоминают аналитики Сбербанк CIB.