Говоря о важности Тайваня для США все упоминают только производство самых современных чипов (TSMC, Apple, NVIDIA, AMD и пр). Но не менее важно и стратегическое положение острова — он является ключевым звеном в военной стратегии США по сдерживанию военно-морской мощи Китая (концепция Island Chains). Это два рубежа обороны — Первая и Вторая островные цепи. Главная цель: в случае глобальной войны не дать китайскому флоту свободный выход в открытый Тихий океан.
Первая цепь держится на стратегических союзниках США: японские острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Рюкю), Окинава (Япония), Тайвань, Филиппины, Северное Борнео (Малайзия/Бруней). Если Китай попытается начать вторжение на Тайвань, США могут блокировать все основные проливы (подводные лодки в узких проливах, минные заграждения, противокорабельные ракеты с островов, боевая авиация). Китай критически зависит от поставки сырья — 80% нефти Китая идет через Малаккский пролив. Добавлю, что 50% мировой морской торговли проходит через Южно-Китайское море.

Китай же активно работает над стратегией прорыва Первой и Второй островных цепей. Он строит Великую песчаную стену (Great Wall of Sand) — намывает свои искусственные острова в Южно-Китайском море и строит на них взлетные полосы, ангары, системы ПВО. Фактически это непотопляемые авианосцы внутри Первой цепи. Китай активно наращивает свой военно-морской флот, включая и строительство собственных авианосцев (ВМС Китая уже превосходят ВМС США по количеству кораблей и активно модернизируются). Кроме того Китай делает ставку на свои дальнобойные ракеты — «убийцы авианосцев». Экономика войны тут очень проста — американский авианосец стоит $13 млрд (плюс 5000 моряков), а одна ракета — около $10 млн. Есть большие сомнения в том, что группа кораблей, сопровождающих авианосец, сможет парировать, например, залп из 100 ракет, поддержанный роем из нескольких тысяч дронов.
p.s.
Добавлю, что серьезные экономические проблемы Китая делают ситуацию малопредсказуемой. Американские военные высказывались в том духе, что Китай попытается захватить Тайвань в ближайшие несколько лет. Это не вопрос «если», а вопрос «когда».



















