««Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (25 января) - Влад Пономарь

««Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (25 января) - Влад Пономарь

«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (25/01/2018):

1. Нефтяным экономикам написали некролог.
Распространение электромобилей и развитие возобновляемой электроэнергетики идут быстрее, чем предполагалось, суля радикальную перестройку мирового энергорынка и проблемы экономикам, зависимым от экспорта сырья, предупреждают аналитики Bank of America и Oxford Institute for Energy Studies.
С начала 2030х потребление "черного золота" начнет снижаться, прогнозирует BofA. Сейчас 55% нефти уходит на производство горючего для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
"Но этот последний бастион нефтяного спроса падет уже в ближайшие 8 лет", говорится в обзоре американского банка: к 2023 году, как считают в BofA, электромобили начнут вытеснять традиционные авто, поскольку стоимость аккумуляторных батарей сравняется с затратами на производство бензиновых двигателей.
К 2030-му 40% всего автотранспорта в мире будет электрическим, а к 2050-му - 95%.
В этих условиях с 2025-го года в мире начнет падать спрос на бензин, а с 2030-го - на нефть.
Для нефтяных экономик России и стран ОПЕК это грозит крахом модели, которая обеспечивала им существование в последние полвека, предупреждает Oxford Institute: экспортерам придется делить сжимающийся рынок сбыта, бороться за покупателей и снижать цены.
Следствием станет падение валютных доходов и возможный обвал национальных валют, констатируют эксперты, приводя в качестве примера обрушение рубля в 2014 году.
По данным ЦБ, в России 55% экспортной выручки, которая используется на оплату зарубежных товаров, услуг и технологий, поступает за счет нефти, нефтепродуктов и газа, цена которого в контрактах "Газпрома" привязана к нефтяным котировкам.
Отказ от бензиновых авто постепенно становится государственной политикой, причем не только в Европе, указывает партнер RusEnergy Михаил Крутихин: к Франции, Германии, Норвегии, объявивших о планах отказаться от двигателей внутреннего сгорания, присоединились китайские автостроители, пообещавшие прекратить поставки бензиновых и дизельных машин в Пекин к 2020 году, а по всей стране - к 2025 году.
По данным МЭА, Китай обеспечивает 40% роста спрос на нефть в мире. Производство электромобилей в Китае может достичь 1 млн штук в следующем году и 3 млн единиц к 2020 году, заявил в ходе съезда Компартии Сюй Хей, председатель правления автопроизводителя BAIC Group.
"Если еще в 2015 году сокращение глобального спроса на нефть прогнозировалось на 2035-2040 годы, то теперь может получиться, что конец нефтяной эры наступит раньше. Миру потребуется больше не бензина с мазутом, а электроэнергии", - говорит Крутихин. России в ее нынешнем состоянии такой поворот не сулит ничего хорошего: из всех оставшихся в недрах запасов нефти 70% официально отнесены к категории трудноизвлекаемых, что означает, что рентабельной их добыча может стать при ценах около $80 за баррель, тогда как месторождения «легкой» в добыче нефти быстро истощаются.
"Новых крупных открытий давно нет, а новые проекты не замещают иссякающий поток нефти со старых промыслов. Падение цен на уровень $35-40 будет катастрофой для отечественной нефтяной отрасли и для всей российской экономики", - предупреждает Крутихин.

2. Эксперты предсказали, что случится в конце нефтяной эры.
Странам ОПЕК и России придется бороться за рынки сбыта, прогнозирует Oxford Institute for Energy Studies
Распространение электромобилей в мире приведет к тому, что нефтедобытчики будут делить существенно меньший рынок и странам ОПЕК и России придется перестраивать экономику, бороться за рынки сбыта и снижать цены на нефть – такой прогноз содержится в докладе Oxford Institute for Energy Studies «Пик потребления нефти и долгосрочные цены на нефть».
Спенсер Дейл, главный экономист нефтегазовой компании BP, и Бассам Фаттух, директор Oxford Institute for Energy Studies, сопоставили несколько прогнозов спроса на нефть – Международного энергетического агентства, ОПЕК, самой BP, а также Wood Mac и др. – и пришли к выводу, что к 2040-2050 гг. продажи нефти начнут падать. Исследователи констатировали, что миру больше не грозит нехватка нефти, и более того: не вся нефть, что находится в недрах Земли, вообще будет добыта. В прогнозах говорится, что потребление нефти достигнет пика после 2025 г. И важно, что после того как пик будет пройден, потребление нефти начнет снижаться драматически и остановить эту тенденцию будет невозможно.
И тогда производители с низкой себестоимостью начнут выдавливать с рынка нефтедобытчиков с низкой рентабельностью. Лучше будет тем странам, где есть возможность очень быстро нарастить добычу – такова, к примеру, Саудовская Аравия, где себестоимость нефти сейчас ниже $10 за баррель. Тем странам, где такой возможности нет, придется адаптировать экономику к новым реалиям и потратить десятилетия, чтобы сократить затраты на добычу и увеличить ее.
В 2014 г., когда цены на нефть были выше $100 за баррель, себестоимость добычи 1 барреля на сланцевых месторождениях США и Канады достигала $65–85, говорил аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров, а когда цены упали, сланцевым добытчикам в США пришлось уменьшать издержки и внедрять новые технологии. «Им удалось снизить среднюю себестоимость барреля примерно до $23, – знает Нестеров, – а в Саудовской Аравии она $9, в России – $18–19».
По прогнозу Oxford Institute for Energy Studies, банки не станут кредитовать крупным компаниям разработку новых месторождений – из-за длительного срока возврата капитала. Более того, трудно будет получить кредит просто тем странам, чей бюджет зависит от нефти.
Одно из опасных следствий падения спроса на нефть – обрушение национальных валют нефтяных стран, говорится в исследовании, – особенно тех, где курс плавающий и не устанавливается центробанками. Авторы исследования приводят в пример падение курса рубля в 2014 г. Российский бюджет сейчас на 35,9% зависит от нефтяных доходов, следует из закона о бюджете на 2018 г..

3. Опубликована предварительная статистика продаж электромобилей за 2017 год.
Издание EV-volumes опубликовало предварительную статистику продаж «чистых электромобилей» (BEV) и «подключаемых гибридов» (plug-in hybrids — PHEV).
Отмечается, что объемы продаж электрических авто выросли. В 2017 было зарегистрировано 1,2 млн новых электромобилей, на 57% больше, чем в 2016.
Динамика продаж по месяцам за три последних года показана на графике. Причем, объемы реализации электромобилей выросли во всех регионах. Лидером остаётся Китай, где их было продано на 72% больше, чем годом ранее. КНР занимает половину мирового рынка с 602 тысячами проданных электрических машин. Напомним, что Китай вводит квоты (электромобили должны составлять определенный процент в продажах автопроизводителей), поэтому здесь ожидается дальнейший быстрый рост электрификации транспорта. При этом самый высокий темп роста среди крупных рынков зафиксирован в Японии, здесь за год продажи скакнули вверх на 149%.
В декабре 2017 электромобили обеспечили 2% мировых продаж.
Другой важный итог прошлого года: рост доли «чистых электромобилей» (то есть не оснащённых ДВС) среди всех электрических авто, которая выросла до 66%. Аналитики считают, что тренд продолжится, и доля BEV в 2018 вырастет до 72%, в том числе благодаря продажам Tesla Model 3.

4. Рынок электромобилей в Европе вырос в продажах на 44%.
В 2017 году рынок электромобилей в Европе увеличился на 44%, всего было продано 149 086 таких машин. Главным рынком сбыта электромобилей в Европе остается Норвегия — 33 791 ед. авто в 2017 году. На втором месте находится Франция с результатом 30 921 ед. За прошлый год на 120,5% вырос спрос на электромобили в Португалии, на 100,6% увеличились продажи таких машин в Германии и 97,5% прибавил рынок электрокаров Голландии.

5. К 2024 году объем рынка водородных электромобилей составит $9 млрд.
К 2024 году объем рынка электромобилей с питанием от водородных топливных ячеек (FCV) превысит $9 млрд.
Об этом говорится в исследовании консалтинговой группы Global Market Insights, Inc. В настоящее время объем FCV-рынка составляет $728 млн.
В исследовании говорится, что к 2024 г. в мире будет эксплуатироваться около 300 тыс. FCV. При этом за счет интенсификации научно-исследовательских работ будут разработаны новые технологии, которые позволят снизить стоимость водородных электромобилей.
Основным преимуществом FCV перед батарейными электромобилями являет большой запас хода на одной заправке и минимальное время, которое требуется для закачки жидкого водорода в топливные емкости. При этом в период с 2017 по 2024 гг. число FCV увеличится на 42%, чему будет способствовать поддержка на государственном уровне. В частности, правительство США намерено развернуть по всей стране сеть водородных заправок при участии компании H2USA со смешанным капиталом. Кроме того, власти США рассчитывают на поддержку автопроизводителей, серийно производящих FCV (на сегодняшний день это Honda и Toyota).

6. Volkswagen в 2019 году начнет серийное производство электрокара ID.
Немецкий концерн Volkswagen начнет выпуск электромобиля ID осенью 2019 года.
Хэтчбек Volkswagen I.D. станет первой моделью в семействе электрокаров I.D., которое будет включать кроссовер и современную интерпретацию легендарного VW Kombi. Позже в семействе появится минивэн, кроссовер и спортивное купе. В их создание концерн намерен инвестировать 20 млрд евро до 2030 года, когда должно появиться 300 электрифицированных моделей.

7. Renault готовит бюджетный электромобиль за 15 000 евро.
Франко-японский концерн Renault-Nissan планирует разрабатывать бюджетные электромобили.
Об этом заявил директор румынского подразделения
Renault Commercial Хаким Бутера.
По мнению Бутехра, через пару лет технология производства электромобилей станет более массовой и более доступной. Скорее всего, в бюджетном электромобиле будет установлен двигатель от Renault Zoe, а запас хода на одном заряде составит около 400 км. Также есть информация, что по габаритам и дизайну новый электрокар будет близок с Sandero Stepway. Также своими технологиями поделятся Nissan и Mitsubishi, что позволит удешевить разработку автомобиля.
Ранее руководитель концерна Renault-Nissan Карлос Гон также заявлял, что в линейке Renault появится еще и недорогой электрокроссовер примерно такой же стоимости.

8. К 2025 году электромобили Nissan составят более 50% от общих продаж автоконцерна в Европе и Японии В Китае этот показатель составит 30%, а в Америке – 20%.
Президент Nissan Motor Co. Хирото Сайкава заявил, что более половины автомобилей, которые компания продаст в Японии и Европе в 2025 году, будут работать на электродвигателе.
Во время своей поездки в США, Сайкава также поделился тем, что к 2022 году число электромобилей, которые поставит автоконцерн на данные рынки, достигнет 40% от всего объёма автомобилей производителя. В то же году этот показатель достанет 30% в Китае и 20% – в США.
По словам главы "Ниссана", переход автолюбителей на электромобили состоится не потому что, им важно заботиться об экологии, а из-за того, что новые электромобили будут еще более комфортными и технологичными по сравнению с машинами на бензиновом двигателе. Сайкава также обратил внимание на то, что модельный ряд бренда Infiniti начнут переделывать под электромобили к 2021 году.

9. Китай планирует создать сеть из 3 млн зарядных станций для электромобилей.
Государственная электросетевая корпорация Китая (State Grid Corporation of China, SGCC) планирует к 2020 г. создать сеть из 120 000 общественных колонок для зарядки электромобилей.
Председатель правления входящей в состав SGCC компании EV Service Цзян Бин сообщил, что в 2017 г. были установлены зарядные колонки на 10 000 парковочных мест в некоторых старых жилых кварталах Пекина и Шанхая. «С 2020 г. электромобили выйдут за пределы характеристики только транспортного средства и станут основной единицей энергосистемы», - приводит его слова агентство «Синьхуа». По словам Цзян Бина, цель SGCC заключается в облегчении междугородных поездок на электротранспорте за счет подключения к своей интернет-платформе для «умных» автомобилей 3 млн зарядных колонок. В настоящее время к данной интернет-платформе подключены 19 операторов зарядных колонок, 170 000 колонок и свыше 800 000 пользователей.

10. В Сингапуре проходит испытания электрический автобус, который заряжается за 20 секунд.
Основной источник энергии электробуса — это суперконденсатор, что заряжается за 20 секунд пока автобус стоит на остановке.

11. В Великобритании мощность офшорных ВЭС может увеличиться в 5 раз уже к 2030 году.
Эксперты европейского исследовательского агентства Aurora Energy Research считают, что при правильном подходе британских властей к развитию сектора оффшорных ветропарков их совокупная мощность уже к 2030 году увеличится с нынешних 6 ГВт до 30 ГВт.

12. Ветроэнергетика Франции: рекорд в 2017 и удвоение мощности к 2023.
В прошедшем году во Франции было построено почти 1,7 ГВт ветровых электростанций, рекордный показатель за всю историю, а суммарная установленная мощность ветроэнергетики достигла 13 760,35 мегаватт. Это сопоставимо с материковой ветроэнергетикой Великобритании.
В четверг был опубликован план ускорения развития ветроэнергетики в стране, состоящий из десяти пунктов.
Правительство установило следующую цель развития ветроэнергетики до 2023 года. К этому сроку в стране должно действовать 21 800-26 000 мегаватт наземных ветровых электростанций. То есть установленная мощность ветроэнергетики должна быть увеличена почти в 2 раза по сравнению с нынешним уровнем.
По мнению Ассоциации, с учетом объемов проектов, которые в настоящее время разрабатываются, отрасль имеет достаточно оснований, чтобы ориентироваться на верхнюю границу целевых показателей. При этом речь идет не только о 26 ГВт материковой ветроэнергетики, но и 3200 МВт офшорной.
Новый план развития ветроэнергетики нацелен на то, чтобы сократить время реализации проектов в ветроэнергетике в 2 раза.
План также предусматривает значительное упрощение и ускорение разрешительных и согласовательных процедур.
Как известно, основой электроэнергетики Франции являются атомные электростанции, которые производят примерно 75% электричества в стране. Правительство решает задачу снижения зависимости от «мирного атома» — его доля в генерации должна сократиться до 50%.
Для этого Франция развивает не только ветроэнергетику. Фотоэлектрическая солнечная энергетика также должна существенно вырасти – до 18 200 – 20 200 МВт к 2030 году (по итогам 2016 установленная мощность солнечных электростанций в стране составляла примерно 7 ГВт).

13. Китай за прошлый год построил 53 ГВт солнечных электростанций.
В 2017 году в стране было введено в эксплуатацию 52,83 ГВт фотоэлектрических солнечных электростанций, что составляет примерно половину мирового прироста.
На сегодня установленная мощность солнечной энергетики КНР достигла 130,25 ГВт.
Независимая консалтинговая компания Asia Europe Clean Energy (Solar) Advisory Co. Ltd (AECEA) прогнозирует, что по итогам 2020 установленная мощность китайской солнечной энергетики достигнет 250-255 ГВт.
AECEA предполагает, что примерно 19-20 ГВт из введённых в 2017 году солнечных мощностей относятся к распределенной солнечной генерации. В 2016 году таких объектов было построено 4,23 ГВт.
Нынешние темпы роста означают, что план может быть перевыполнен более чем в 2 раза.
Китай наращивает масштабы солнечной энергетики невероятными темпами. Компании Longi и Risen строят гигантские фабрики, где «под одной крышей» будут производится по 5 ГВт солнечных модулей в год, а Tongwei планирует увеличить производство солнечных элементов до 30 ГВт в год.
Установленная мощность электроэнергетики КНР выросла в 2017 на 133,7 ГВт и достигла 1777,03 ГВт, сообщает Национальная администрация энергетического рынка Китая (NEA).

14. Норвегия намерена первой перейти на использование электрических самолётов.
Норвегия уже не первый год является мировым лидером по уровню использования электрических автомобилей. В декабре прошлого года 50 % проданных здесь новых автомобилей были на электрическом ходу. Ни одна другая страна мира даже не приблизилась к этому показателю.
Но сейчас в Норвегии поставили перед собой более сложную задачу: перейти на использование электрических самолётов. Уже к 2040 году Норвегия планирует выполнять все короткие рейсы с использованием полностью электрических самолётов. Об этом объявила государственная компания Avinor, которая управляет большинством гражданских аэропортов страны.

15. Добыча нефти в США на 19.01.2018 составила 9,878 млн баррелей в сутки.
(1) Domestic Production5 .................... 9,878 9,750 +128
(9) Exports ........................................... 1,411 1,249 +162

Влад Пономарь