План восстановления российской экономики от последствий пандемии, утвержденный правительством 23 сентября, включает меры по замещению импорта одежды и переходу на внутренний туризм.
План предполагает использовать «эпидемические» обстоятельства лета 2020 года - спад импорта продукции легпрома и закрытие границ для туризма - с целью системного развития двух этих индустрий внутри РФ.
Поставки одежды из-за границы в прежних объемах и поездки за рубеж больше не по карману российской экономике, которая лишилась экспортных доходов в иностранной валюте, и российским потребителям, пережившим рекордное с 1990х падение уровня жизни.
В прошлом году Россия импортировала товары легкой промышленности на 11 млрд долларов, еще около 30 млрд долларов граждане потратили на выездной туризм.
Эти «удовольствия» финансируются притоком валюты, который на 80% обеспечен экспортом сырья и который в 2020 году рухнул на треть после крушения нефтяных и газовых цен.
Как итог: экономика вынуждена импортировать меньше и двигаться к модели самообеспечения. По данным на август, поставки товаров из-за рубежа упали на 14%.
Импорт одежды, по данным ФТС, рухнул на 11%, и будет сокращаться дальше: ритейлеры распродали только половину закупленных весенне-летних коллекций, и денег на приобретение свежих партий у некоторых просто нет.
По прогнозам Infoline, в этом году продажи одежды, обуви и аксессуаров в России могут сократиться на 30%, до 1,75 трлн рублей.
Объемы заказов зимних вещей были срезаны на 20-50%, рассказывает президент одежной сети Baon Илья Ярошенко.
«Если спрос будет на уровне прошлого года, ситуация с пандемией стабилизируется, то заказы на весну-лето 2021 года, которые многие сделали достаточно скромно, будут увеличиваться. Если же этой осенью-зимой продажи просядут, то заказы на будущий весенне-летний период останутся в сокращенном виде», - рассуждает топ-менеджер.