Российское правосудие, бессмысленное и беспощадное, продолжает дожевывать остатки инвестиционного климата в стране.
В субботу Басманный суд Москвы отправил на два месяца под арест американца Майкла Калви - основателя крупнейшего фонда прямых инвестиций в Россию Baring Vostok, на счету которого более 80 проектов и 3 млрд долларов капитала, привлеченного в российскую экономику.
Выпускник Университета Оклахомы и Лондонской школы экономики и политических наук, Калви приехал в Россию в 1994 году и создал один из первых инвестиционных фондов в стране после развала СССР. Фонд вкладывал в проекты от «Яндекса» и «СТС-Медиа» до GettTaxi и сети пиццерий PapaJones и избегая лишь одного - бизнеса, связанного с государством.
Но государство само пришло за Калви в лице судьи Артура Карпова, который отправил американца в СИЗО «Лефортово» до 13 апреля, удовлетворив ходатайство СК РФ, подозревающего американца в хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный», где его фонд является контролирующим акционером с долей 51,6%. По версии следствия, подконтрольное Калви «Первое коллекторское бюро» задолжало «Восточному» 2,5 млрд рублей и в оплату долга передало акции люксембургской Financial Technology Group по заведомо завышенной цене. Как заявили следователи, их реальная стоимость не превышает 600 тысяч рублей, а по оценке ЦБ, и вовсе «стремится к нулю».
Финальным аккордом в инвестиционной карьере Калви, который не ушел из России ни после дефолта 1998 года, ни после кризиса 2008-го, ни после присоединения Крыма и старта санкицонной войны с Западом, стал конфликт с Артемом Аветисяном - экс-владельцем присоединенного к «Восточному» Юниаструм-банка, директором направления «Новый бизнес» в Агентстве стратегических инициатив и членом межведомственной группы по защите прав предпринимателей при Генпрокуратуре.
Аветисян, а также другой миноритарный акционер «Восточного» Шерзод Юсупов дали показания на Калви, заявив, что он ввел в заблуждение партнеров по сделке.
Этот шаг стал ответом на иск, который Baring подал против Аветисяна в Лондонский арбитраж, объяснил сам Калви, выступая из стеклянной клетки в здании Басманного суда, куда его доставили после ночи, проведенной во временном изоляторе по Восточному административному округу Москвы.
«Перед слиянием Юниаструм банка и «Восточного» Артем Аветисян вывел из подконтрольного ему банка значительные суммы под видом фиктивных сделок, они покупали грибную ферму, консервный завод и тому подобное. Мы готовились к слиянию и не могли контролировать эти сделки", - цитирует Калви ТАСС.
Автором иска в ФСБ - Шерздом Юсуповым - двигали два мотива, сказал Калви: создать себе переговорную позицию для нашего отказа от требований в Лондонском суде и уменьшить пропорцию размытия доли Аветисяна в банке «Восточный», которая была неизбежна в результате нашей докапитализации банка «Восточный».
Банк "Восточный" получил бывшие активы Юниаструм банка, в результате Центробанк обязал «Восточный» создать дополнительную финансовую подушку в размере 20 млрд рублей. «Господин Аветисян и я взяли обязательства увеличить капитал банка. В ноябре 2018 года Аветисян полагал, что сумеет поучаствовать в докапитализации банка, но теперь ясно, что у него недостаточно средств для этого», - добавил Калви.
«Речь идет о неправильной оценке акций, а это является абсолютно хозяйственным спором, который должен решаться в гражданском правовом поле. Уголовное право здесь совершенно ни при чем», - прокомментировал ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов.
«Такая реакция со стороны правоохранительных органов, конечно, является очень сильным сигналом для иностранных инвесторов, и сигнал будет считываться моментально», - подчеркнул он. Вместе с главой РФПИ Кириллом Дмитриевым и главой Сбербанка Германом Грефом Титов выражал готовность поручиться за Калви, чтобы того поместили хотя бы под домашний арест, но тщетно.
Калви обвиняют в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ), за что ему грозит до 6 лет тюрьмы.
Президенту Владимиру Путину «доложено» о ситуации, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.