Крымская неделя: грязный воздух и ​​«борьба с терроризмом»

Крымская неделя: грязный воздух и ​​«борьба с терроризмом»

Российские банки отказываются сотрудничать с крымскими бизнесменами, об этом на своей странице в Фейсбуке сообщил экс-министр российского Министерства транспорта Крыма, а ныне предприниматель Анатолий Цуркин. Счета его логистической фирмы заблокировали российские банки «Сбербанк» и «Тинькофф», ссылаясь на подозрения в финансировании терроризма.

Крымский финансист, экс-руководитель розничного бизнеса «Укрсоцбанка» и UniCredit-банка в Крыму Наталья Лютикова объясняет, что могло вызвать подозрения в финансировании терроризма в адрес логистической фирмы.

Именно к крымским счетам особое внимание, клиентам с большим нежеланием открывают счета, всячески оказывают препятствия
Наталья Лютикова

– Нельзя сказать, что ситуация связана исключительно с Крымом. В России произошли некоторые изменения законодательства относительно финансового мониторинга, и сама формулировка закона звучит так: противодействие нелегальному отмыванию денег и операциям, которые могут быть прикрытием для спонсирования терроризма. Поэтому говорить, что привлекают к ответственности за спонсирование терроризма, нельзя. Вследствие изменений в законе по всей России малый и средний бизнес ощутил это давление, блокирование счетов и так далее, просто крымчанам наиболее сложно было выйти из этих ситуаций. Я изучила страницы своих бывших клиентов, которые сегодня зарегистрированы в оккупированном Крыму, и действительно они подтверждают, что именно к крымским счетам особое внимание и что им с большим нежеланием открывают счета, всячески оказывают препятствия.

Анатолий Цуркин отказался прокомментировать ситуацию журналистам Радио Крым.Реалии, однако его серия постов в Фейсбуке содержит все подробности противостояния с банками.

21 мая Цуркин написал, что «Сбербанк» отреагировал на его публикацию и согласовал перевод денег с ограниченного счета в крымский РНКБ. По словам бизнесмена, российский банк попросил его предоставить дополнительные документы и заверил, что блокировка счета не вызвана пребыванием предприятия на территории Крыма, а каких-то ограничений для крымчан нет.

После аннексии Крыма Россией в 2014 году часть украинских банков перестала работать на полуострове. При этом крупные российские финансовые учреждения не открыли свои крымские представительства, опасаясь западных санкций. В 2019 году в Крыму работает всего 7 банков: РНКБ, «Севастопольский Морской Банк», ЧБРР, «Россия», «Генбанк», «Крайинвестбанк» и «Индустриальный Сберегательный Банк».
Воздух Крыма

В пяти городах Крыма в апреле зафиксирован повышенный уровень загрязнения атмосферы, такие данные приводит «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Показатели превышают норму в Керчи, Красноперекопске, Симферополе, Ялте, а также в Армянске, ранее пострадавшем от выбросов с завода «Крымский титан».

По данным метеорологов, в воздухе Керчи была превышена норма диоксида азота, в Красноперекопске загрязнение наблюдали по взвешенным веществам, оксиду углерода, диоксиду азота, диоксиду серы и хлористому водороду. В Севастополе в воздухе было слишком много пыли, а в Симферополе, помимо пыли, зафиксирован также оксид углерода. В Ялте превышения зафиксировали по взвешенным веществам и диоксиду азота, при этом общий уровень загрязнения атмосферы характеризуется как низкий.

Крымский эколог Маргарита Литвиненко рассуждает, почему в городах полуострова фиксируют такой уровень загрязнения воздуха.

Диоксид углерода – это показатель того, что очень много выхлопных газов неочищенных, плохое качество бензина, на котором работают автомобили
Маргарита Литвиненко

– Конечно, беспокоиться стоит. После того, как в 2014 году сюда было завезено большое количество газотурбинных станций, они дополнительно внесли свою лепту в загрязнение воздуха. Это взвешенные частицы, окись азота, пыль, тяжелые металлы и другие вещества. Диоксид углерода – это показатель того, что очень много выхлопных газов неочищенных, плохое качество бензина, на котором работают автомобили. Увеличилось количество транспорта, идут большие стройки, ремонт дорог по (российской – КР) федеральной целевой программе. Показатели плохие, тем более нужно учитывать, что мониторинг сегодня производится только на одном посту, насколько мне известно.

В Армянске, где в августе прошлого года произошли выбросы с завода «Крымский титан», превышение предельно допустимой концентрации наблюдали по четырем показателям: взвешенным веществам, оксиду углерода, диоксиду азота, фтористому водороду. В начале мая 2019 года жители Армянска и Перекопа жаловались журналистам на кислотный запах, однако главный технолог «Крымского титана» Юрий Коломиец заверил, что предприятие предпринимает все необходимые меры предосторожности. Российский глава Крыма Сергей Аксенов поручил ежедневно оповещать население Армянска о данных мониторинга воды, почвы и воздуха возле кислотонакопителя.

Активистка из Армянска Екатерина Пивовар утверждает, что местные власти не оповещают людей о результатах исследования воздуха.
У меня новые предметы в квартире начинают ржаветь за 2-3 дня
Екатерина Пивовар

– Аксенов много чего говорит, но, к сожалению, наша наиболее информативная группа – это «Черный список Армянска». Туда кто-то может скинуть информацию, оповестить нас. А так у нас есть стенд в центре города, где раньше нас оповещали о мониторинге, а сейчас там никакой информации нет – ни в газетах, нигде. Если мне захочется что-то узнать, я звоню в диспетчерскую службу – они тоже не владеют информацией, хотя везде говорят, что нас оповещают. Чтобы что-то узнать, нужно письма писать и бегать что-то узнавать. Я вижу, что у меня новые предметы в квартире начинают ржаветь за 2-3 дня. Если наливаешь воду в раковину, оставляешь – она все ржавая. Сейчас у нас опять солнышко, жара, у детей опять кашель месяц, ходим на фенистиле. Я уверена, что оповещать нас не будут.

Исполнительный директор Национального экологического центра Украины Виталий Шаравара полагает, что на «Крымском титане» не хотят тратиться на уменьшение выбросов и что в Крыму в целом ситуация может быть еще хуже, чем сообщают официально.


«Запугать население»

Российские власти заявляют о задержании в 2018 году в аннексированном Крыму 121 человека, «причастного к терроризму и экстремизму». Такие данные прозвучали на совещании об обеспечении безопасности предстоящего курортного сезона в Крыму, прошедшем в Ливадии под руководством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева.

По словам Патрушева, на полуострове за последний год «активизирована антитеррористическая деятельность». Между тем российский правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными 24 крымскотатарских активиста, которых российские силовики задержали в конце марта по подозрению в участии в «экстремистской организации».

Российский политолог, бывший консультант фонда «Антитеррор» Руслан Мартагов полагает, что в современной России спецслужбы используют антитеррористическую деятельность в своих интересах.
Сейчас стоит задача запугать население, тенденция усиления репрессий под видом борьбы с терроризмом распространяется на всю Россию
Руслан Мартагов

– Борьба с терроризмом для некоторых видов властей становится очень прибыльным делом. И сегодня это не только в Крыму. Сейчас стоит задача запугать население, и тенденция усиления репрессий под видом борьбы с терроризмом распространяется на всю Россию. Так будет и дальше, пока власть сталкивается еще с неорганизованным протестом людей против своей политики. Надо смотреть на конечный продукт этой борьбы или ее имитации. Борьба с терроризмом должна быть всеобщей. Не может одна организация делать это, а все остальные отстраняться. Но для того, чтобы борьба была всеобщей, нужны свободная пресса, свободные суды, чтобы не превращать ее в сведение своих мелких политических или экономических счетов. Сейчас Мосгорсуд ведет дело в отношении якобы ячейки, созданной сотрудником ФСБ, который, можно сказать, насильно привлекал туда молодежь.

Эксперт по силовым структурам, экс-сотрудник Главного управления СБУ в Киеве Иван Ступак считает, что российские спецслужбы ставят перед собой задачу пресечь инакомыслие в Крыму.
Когда задерживают крымских татар и обвиняют их в работе на террористические организации, то это для того, чтобы подавить их мнение, волю и проукраинские настроения
Иван Ступак

– До 2014 года, когда Россия еще не считалась противником Украины, ФСБ была партнерской спецслужбой. Крым тогда рассматривался как угроза только с точки зрения крымскотатарского населения и влияния Турции на этот народ. Было убеждение о том, что Турция предпринимает шаги, чтобы отнять у нас Крым. В России сейчас это пугалки для внутреннего потребителя: начиная от задержанных участников «Правого сектора», которые якобы намеревались совершить теракты, заканчивая «Хизб ут-Тахрир». Когда задерживают крымских татар и обвиняют их в работе на разные террористические организации, то это для того, чтобы подавить их мнение, их волю, их проукраинские настроения. Все должны быть причесаны под одну гребенку и думать, как говорит центральное телевидение.

Руководитель программы противодействия исламскому терроризму правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев утверждает, что ФСБ и российские суды называют людей террористами только потому, что они якобы причастны к запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир».
Огромные ресурсы ФСБ будут брошены не на борьбу с реальным терроризмом, а на осуждение тех, кого включили в списки бюрократически
Виталий Пономарев

– Наиболее обсуждаемые дела, связанные с обвинениями «Хизб ут-Тахрир», конечно, не могут быть квалифицированы как связанные с реальной угрозой терроризма. Эта проблема сейчас обсуждается, в том числе в рабочей группе при Уполномоченном по правам человека в России в связи с большим количеством жалоб из разных регионов. Фактически суды не рассматривают какие-либо факты, связанные с террористической деятельностью сторонников этой организации, а осуждают лишь потому, что в 2003 году ее включили в террористический список в закрытом порядке, без минимального фактического основания. В прошлом году один из руководителей ФСБ заявил, что «Хизб ут-Тахрир» – наиболее опасная террористическая организация в России, и это означает, что огромные ресурсы ФСБ будут брошены не на борьбу с реальным терроризмом, а на осуждение тех, кого включили в списки бюрократически.


Крымские «дела Хизб ут-Тахрир»

Представители международной исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир» называют своей миссией объединение всех мусульманских стран в исламском халифате, но они отвергают террористические методы достижения этого и говорят, что подвергаются несправедливому преследованию в России и в оккупированном ею в 2014 году Крыму. Верховный суд России запретил «Хизб ут-Тахрир» в 2003 году, включив в список объединений, названных «террористическими».

Защитники арестованных и осужденных по «делу Хизб ут-Тахрир» крымчан считают их преследование мотивированным по религиозному признаку. Адвокаты отмечают, что преследуемые по этому делу российскими правоохранительными органами – преимущественно крымские татары, а также украинцы, русские, таджики, азербайджанцы и крымчане другого этнического происхождения, исповедующие ислам. Международное право запрещает вводить на оккупированной территории законодательство оккупирующего государства.

Депозит по-крымски

65% российских семей не имеют вообще никаких сбережений, но при этом средний депозит крымчан за год вырос на 12%. Финансовые трудности россиян отражены в апрельском опросе «Левада-центра». Из данных Росстата следует, что реальные располагаемые доходы граждан России падали на протяжении 2014-2017 годов, в 2018-м показав незначительный рост на 0,1%.

При этом сумма привлеченных банками средств клиентов в Крыму превысила 176,4 миллиардов рублей, показав рост на 12% за год, сообщила пресс-служба крымского отделения Южного главного управления Банка России. На каждого крымчанина, по данным Центробанка России на 1 апреля, в среднем приходилось порядка 46 тысяч рублей депозитных средств, а годом ранее – лишь 39 тысяч рублей.

Российский экономист, советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов объясняет расхождения в цифрах тем, что и россияне, и крымчане не привыкли нести деньги в банк.
Диссонанс связан с тем, что перед этим жители Крыма менее охотно несли деньги в банк, а сейчас почему-то воспылали к банкам доверием
Сергей Хестанов

– Скорее всего, кажущееся противоречие связано с тем, что россияне не так уж и мало денег традиционно хранят под матрасом, вне банковской системы. Если у них меняется настроение, эти деньги могут достаточно быстро как прийти в банковскую систему, так из нее и уйти. Обычно в год в паре регионов случается локальная банковская паника, когда люди массово изымают депозиты из банков. Причем это настолько обычное явление, что Центробанк особо не волнуется, имеет всегда запас наличности и оперативно подвозит деньги тогда, когда люди хотят их забрать. Скорее всего, такой диссонанс связан с тем, что перед этим жители Крыма менее охотно несли деньги в банк, а сейчас вот почему-то воспылали к банкам доверием. Соответственно, вынули деньги из-под матраса и занесли их в банк. Вообще, уровень сбережений очень сильно зависит от традиций и обычаев, характерных для общества.

В то же время российский экономист отмечает, что на самом деле реальные доходы у жителей соседней России не растут уже более 5 лет. И скептически относится к данным Росстата, по которым в 2018 году рост реальных доходов составляло одну десятую процента. И настаивает, что отсутствуют какие-либо факторы, которые могли бы в ближайшие годы существенно увеличить доходы россиян.