"Много всего о выборах" - Алексей Копытько

"Много всего о выборах" - Алексей Копытько

Я бы сейчас обсуждал не вероятность/необходимость, а принимал решения для обеспечения максимально корректной кампании. Ибо выборы когда-нибудь да состоятся. Не в этом году, так в следующем. И к этому моменту надо в спокойном режиме снять проблемы, чтоб не было паники и истерики как всегда.

Например: привести в соответствие со здравым смыслом и реалиями войны требование о проживании в Украине в течение 10 (президент) /5 (нардеп) лет до выборов.  

Если открыть избирательный кодекс (ст. 75 и ст. 134), там написано следующее: «Особа вважається такою, що проживає в Україні, якщо її разовий виїзд за кордон у приватних справах не перевищував 90 днів…». Также нельзя находиться по частным вопросам за границей суммарно 183+ дня в году.

В законе содержится рад оговорок – что считается проживанием в Украине при физическом нахождении за границей (дипломаты, моряки, полярники и т.д.) и что не является нарушением (учёба, служебные командировки и т.д.).

Но многие реально существующие кейсы там не отражены.

Например – пленные. Здравый смысл подсказывает, что нахождение в плену не надо бы рассматривать как пребывание за границей. Но в законе так не написано. Это повод для обжалования и способ подвесить кандидатов. Захочет какой-то достойный человек, прошедший испытания, пойти в Раду. И его даже в список в качестве «паровозика» возьмут. А потом скажут «извини, друг/подруга, таково селяви». Или оппоненты поставят юридическую подножку. Мол, людей уважаем, но есть нормы. Раз в законе не написано – возникает поле интерпретаций. А зачем оно? Это раздражитель.

Далее. Представьте, что в феврале 2022 г. женщина берёт в охапку детей и выезжает. А в июне 2022 г. возвращается. Через 91 день. Работает на госслужбе / донатит / волонтёрит / поддерживает мужа в армии, растит этих детей, прячется в убежище от шахедов и т.д. Но факт 91 дня есть. И даже какой-то европейский документ о защите есть. Это не командировка. Не учёба. Не выезд по направлению врача. Начинается поле для интерпретаций.

Далее. Наиболее тонкие случаи. Люди оказались под оккупантами. Правдами и неправдами, через фильтрационные лагеря, через Россию, Грузию/Латвию возвращаются в условный Изюм. Или в условный Херсон. Через 91 день. Держат на себе город, живут под обстрелами. Нет ясности, что с ними делать. Поле для интерпретаций.

Если выборы в Раду состоятся до марта 2027 г., это значит, что все эти люди де факто на срок до 10 лет утрачивают право баллотироваться в Раду (только через раз).

Вот увидите. У нас будет не так много качественных людей, которые захотят пойти на выборы. Паразитов будет много, а многие нормальные не захотят. Нет логики, чтобы сохранять необязательные барьеры и коллизии. Может быть реальный дефицит тех, кто захочет представлять интересы Купянска/Изюма/Краматорска и т.д. Список «представителей» может вызвать припадки. Так надо готовиться.

Поэтому. Принять решение (внести изменение в закон):

 • добавить в список того, что не считается нарушением, выезд во время особого периода,

• найти формулу, чтоб закон начал работать с 24.02.22.

Это практическая реинтеграция. И возможный кейс для того же МинЕда.

Что касается разных мураевых и подобных элементов – стоит ввести предохранители через суд. Потому что требование вернуть их в политическое поле точно будет. А суд – это суд.

Может получиться так, что мураевы из-за внешнего политического давления в Раду прорвутся, а нормальные люди из-за «91 дня» будут отсечены. Этот вопрос – наиболее чувствительный как раз для южных, восточных и северных регионов.

Относительно "батальонов Монако" и подобного. Я вам гарантирую: все желащие баллотироваться в Раду из числа этих лиц предъявят справки от врача/командировочные удостоверения или другие веские причины, позволяющие обойти действующую норму. Смягчение требований закона им ничего не даст, а вот многим их тех, кто реально требует справедливого отношения - даст.