Ровно шесть лет тому назад в эти дни Германия задыхалась под небывалой волной беженцев. Мюнхен и другие города на юге страны были вынуждены ввести фактическое чрезвычайное положение. В той волне среди сирийцев, североафриканцев и афганцев двигались в Германию около полумиллиона балканцев- жителей Румынии, Болгарии, бывшей Югославии, Албании. Неполиткорректные журналисты вроде вашего покорного слуги называли их тогда просто: отпускники. Потому что эти люди направлялись в Германию отдохнуть от своей нищей и скучной жизни: попросив политического убежища, балканцы, зная, что никогда его не получат, проводили в ожидании отказа в прошении по полгода- год на всем готовом.
Люди уходили деревнями да еще в соседних брали напрокат малолетних детей: каждая « голова» приносила доход семье. Нас спасла только исконная недоверчивость балканцев: не все поверили в немецкую сказку, в рай на земле, где тебя содержат, кормят, лечат и развлекают лишь потому, что ты сказал волшебные слова «прошу политического убежища».
Но рай действительно был открыт, для всех и круглосуточно. Остановили этот неумолимый поток самым банальным образом: вместо денег стали выдавать соискателям еду и одежду. А вот тем, кто согласился добровольно уйти на родину, солидно доплачивали, но уже там, на Балканах. Таким образом выманили из Германии больше полумиллиона отпускников. Ушло на это пару лет. И сейчас подзабылось.
Но мы же знаем, что История любит пошутить. И вот теперь она дает ту самую трагедию на бис, однако в жанре фарса. Под удар попала не вся страна, а только столица. Берлин стал целью молдавских отпускников.
Фарс длится с ранней весны, земельное Ведомство по делам беженцев захлебывается. В Берлине уже больше десяти тысяч соискателей убежища из Молдовы! И они прибывают каждый день. Автобус за автобусом. В июле докатились 900 человек. В августе гораздо больше, цифр нам пока не называют. В сентябре будет еще больше: слухи поднимают в путь маленькую, но предприимчивую страну.
Ораниенбургер штрассе, дом 285. Этот адрес в районе Райникендорф на севере Берлина все чаще забивают в навигаторы автобусов с молдавскими номерами. Здесь располагается центр первичного приема и регистрации претендентов на статус беженца. Сюда, после почти двух дней в пути, они привозят сотни и сотни граждан Республики Молдова, которые хотят попросить убежища в Германии.
«Центр регистрации и общежитие для новоприбывших расположены в глубине парка. На аллее, ведущей из парка к метро, каждая вторая семья говорит на молдавском - и практически все отказываются от интервью. Всего в Берлине на начало сентября находилось порядка 18 тысяч человек, ожидающих рассмотрения властями заявлений на статус беженца»,- пишет коллега из DW.
В конце августа ведомство наняло на работу сразу 20 студентов, владеющих румынским ( он же молдавский) и русским языками. Их искали по всему городу - и в местном институте славистики, и в еврейской общине. Но и этих ресурсов уже не хватает.
«У входа на охраняемую территорию, где расположены общежития для прибывших, сидят в ожидании три десятка молдаван с чемоданами, - рассказывает журналист DW.- Фотографироваться и называть свои имена они наотрез отказываются. Но о причинах своего приезда в Германию говорят открыто: им не хватает денег.
"Мы приехали, чтобы не зимовать дома, - говорит молодая женщина. - Потому что не можем позволить себе покупать газ по восемь лей за кубометр (0,39 евро.). Нам жить не на что. Если бы было на что жить, я бы не каталась с детьми в Германию"…
Как говорит пресс-секретарь берлинского Ведомства по делам беженцев Саша Лангенбах, вот уже несколько месяцев молдаване прочно удерживают в Берлине лидерство по числу заявлений об убежище в Германию. На них, по его данным, приходится 50-60 процентов от общего числа заявителей.
В самом же Ведомстве чиновники завуалированно формулируют причины такой массовой миграции, акцентируя тот факт, что никаких политических гонений в демократической свободной и западно ориентированной Молдове нет. Соискателям приходится напрягать всю свою фантазию, чтоб вписать в анкету коллизию с преследованиями. Лучшие сюжеты явно кочуют от группы к группе, обрастая фантастическими подробностями и нелепостями. Тем не менее все заявления принимаются и все рассматриваются индивидуально: закон есть закон.
Пресс- секретарь Ведомства тщательно подбирает слова, отвечая на вопрос о причинах, толкающих молдаван на поиски убежища: политкорректность прежде всего! "У нас нет объяснений этому, - говорит он. - Но мы знаем, что Молдова - самая бедная страна в Европе, и что средний доход на душу населения там настолько низкий, что это может быть причиной того, что люди хотят жить в Германии в лучших условиях"…
Как элегантно обойден риф неприятной правды! Мы же с вами можем позволить себе роскошь называть вещи своими именами. Все дело в том, что в рамках процедур по оформлению прибывших по- прежнему, как и шесть лет тому назад, предусмотрена помощь - материальная и финансовая, в том числе и трехразовое питание. Если соискателей селят в центре размещения, им выплачиваются карманные деньги - порядка 130 евро на одного взрослого. Если же размещение организовано в общежитии на Ораниенбургер штрассе, 285, где нет питания и надо готовить самим, то эта сумма существенно повышается - люди получают по 350 евро в месяц на человека.
И конечно же, наши чиновники прекрасно понимают, что 350 евро в месяц, при оплаченной крыше над головой да еще и подарочной медицине - это, по меркам Молдовы, королевская зарплата!
Да к тому же еще в пандемию соискателям убежища стали выдавать содержание не помесячно, а на три месяца вперед. Как только эта новость докатилась берегов Днестра, едва ли не вся страна собралась в дорогу! От полной оккупации Берлин спасает лишь слабая оснащенность автобусным транспортом, присущая Молдове. Но смекалка действует- и в работу включились уже таксисты- частники. Они делают по паре ходок Кишинёв-Берлин и в конце концов, припрятав машины у знакомых, « сдаются» сами: а чего бы не отдохнуть трудовому человеку за счет гостеприимных берлинцев?
Депутат Бундестага от Социал-демократической партии Германии и председатель Германо-молдавского форума Фриц Фельгентрой убежден, что наплыв молдавских "беженцев" - это результат действий небольшой, но весьма предприимчивой части населения Молдовы.
"Никто из них не получит никакого убежища, это абсолютно ясно! Потому что в Молдове нет политических репрессий, - уверен политик. - И поэтому понятно, чем все это закончится. Но они нашли лазейку, через которую можно пролезть - и используют ее. Но это лишь крохотная часть населения этой прекрасной страны и я думаю, что это наша обязанность - позаботиться о том, чтобы это прекратилось"…
Будь мигранты более подготовленными, они бы возразили депутату: по Конституции, любой иностранец имеет право попросить власти Германии об убежище. И на время рассмотрения заявления он может находиться в стране, получая помощь от государства.
Даже шесть лет назад, когда страна задыхалась под волной беженцев- соискателей госхалявы, никто не посмел оспорить святые положения Основного Закона.
Новые пришельцы уверены, что тоже все получат сполна: к немецкой бюрократии они относятся с трепетным почтением и страхом. Некоторые почему-то убеждены, что уже в первые дни в Германии им выдадут чуть ли не "чеки на 50 тысяч евро" для оплаты медицинских услуг. "За коммуналку не платим, жилье дают, что еще надо? Тепло, хорошо и еда бесплатно", - делится с корреспондентом DW один из молдаван в центре приема беженцев.
Между тем власти объявили о том, что с сентября 2021 года денежные выплаты претендентам на статус беженца будут производиться раз в месяц - как это было до пандемии - а не на три месяца вперед.
Оказывается, периодичность выплат была изменена для того, чтобы сократить число посетителей в центрах по приему беженцев. Типично бюрократическое решение: тот факт, что оно привело к росту общего числа соискателей убежища за счет «огромности» суммы, получаемой сразу по прибытию, никого не интересовал.
В результате возврата к допандемийным нормам сейчас заявители будут получать на руки 146 евро в месяц на человека, а не 438 евро сразу на три месяца вперед, как это было до сих пор.
В этом месте, наверное, Молдова аплодирует всей страной. 146 евро - отличная награда за небольшой дискомфорт 40- часовой дороги до Берлина. Но самое главное, эта сумма полностью компенсирует стоимость проезда: билет в один конец обходится предприимчивому молдаванину в 70-80 евро на человека.
При этом следует учесть, что минимальный месячный доход на семью из четырех человек в Молдове, при котором она еще не имеет права на помощь от государства, составляет 3383 лея - это около 160 евро. И эту сумму, заметим, надо еще заработать! Добравшись же до Берлина, по волшебному адресу Ораниенбургер штрассе, 285, эта семья станет получать втрое больше, ничего абсолютно не делая, имея крышу над головой, полный пансион и полноценное медицинское обслуживание.
При этом прибытие каждой новой семьи немножко удлиняет срок пребывания в «немецком раю» для всех соискателей убежища. По слухам, он уже растягивается до года и больше. Слухи эти будоражат маленькую страну, люди одалживают деньги под проценты и отправляются в Берлин. И пока еще никто из примерно десяти тысяч соискателей молдавского призыва не вернулся домой. Но вернутся обязательно, пусть и не скоро, но состоятельными, солидными людьми.