Молдавское двоевластие и опасность «европейской Венесуэлы»

Молдавское двоевластие и опасность «европейской Венесуэлы»

Борьба за власть в Молдове продолжается: два президента и два правительства, международное сообщество, как ни удивительно, высказывает необычное единство. Сложившаяся ситуация – проверка возможности сотрудничества в будущем.

Россия возвращается в первые ряды большой мировой политики. Впервые с момента аннексии Крымского полуострова и начала войны в восточной Украине Москва согласилась с ЕС и США относительно курса по освобождению небольшой страны, Республики Молдова, от мертвой хватки олигарха, получившего слишком большое влияние. Они взяли на прицел Влада Плахотнюка, самого богатого человека Молдовы, политического тяжеловеса, который контролирует экономику и судебную систему при помощи своей так называемой Демократической партии.

В течение многих лет Плахотнюк с успехом дурил народ, заявляя о проевропейском курсе своей партии, однако, параллельно с этим проворачивал темные делишки с Москвой. Все это сходило ему с рук до тех пор, пока Европейский Союз не перекрыл денежный кран и поставил будущее финансовой помощи в прямую зависимость от результатов проводимых реформ, а также до тех пор, пока Россия не раскрыла двойную позицию олигарха. Примерно в это же время в Вашингтоне поняли, что делали ставку не на ту лошадку.

Давление со стороны ЕС, США и России

За несколько дней до того, как был заключен договор, фактически отстранивший его от власти, высокопоставленные эмиссары ЕС, США и России провели встречу в молдавской столице, Кишиневе, стремясь убедить два совершенно противоположных политических лагеря начать сотрудничество.  

Проевропейский альянс АКУМ и пророссийская Партия социалистов президента Игоря Додона в последний момент сумели прийти к соглашению и создать коалиционное правительство, что, по сути, положило конец эпохе Плахотнюка.

Подобное развитие событий оставило страну с населением 3,5 млн человек, давно находящуюся на границе раскола между Востоком и Западом, с двумя президентами и двумя премьер-министрами.

«Мы надеемся на мирную передачу власти, но если нам не позволят войти в наши кабинеты в течение нескольких дней, нам придется призвать народ выйти на улицы, - сказала новый премьер-министр Майя Санду. – Мы надеемся, Плахотнюк не станет провоцировать насилие и не станет создавать ситуацию, наподобие той, что сложилась в Венесуэле».

То, что Плахотнюк, с помощью подконтрольного ему Конституционного суда, не признает новое правительство и даже сместил президента, своего бывшего союзника, выглядит не более чем показным маневром, кратким восстанием, главная цель которого – произвести впечатление на электорат. И больше ничего.

Загнанный в угол международной политикой, Плахотнюк, у которого также есть гражданство России и Румынии, пытается разыграть свой последний козырь: посреди внутреннего политического кризиса старое правительство, подконтрольное ему – при этом сам Плахотнюк считает, что он все еще является депутатом, - решило с поразительной скоростью перевести посольство Молдовы в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Зачем? Чтобы снискать расположение Вашингтона и втереться в доверие к президенту США Дональду Трампу. Этот план был шит белыми нитками, и вряд ли кто-то поверил в его искренность.

Шанс на сотрудничество

Но что будет дальше? Этот вопрос новый премьер-министр Санду и ее заместитель Андрей Нэстасе, два лидера проевропейского альянса АКУМ, должно быть, задают себе в данный момент.

47-летняя бывшая советник Всемирного банка настаивает, что ее администрация – при условии, что она проработает достаточно долгий срок – будет полностью проевропейской, несмотря на то, что она заручилась поддержкой пророссийской Партии социалистов.

Санду говорит, что 90% членов ее нового кабинета – представители прозападной партии АКУМ, и у большинства из них есть гражданство ЕС.

«Мы понимаем, что риск высок, - говорит Санду. – Но у нас нет другого способа избавиться от режима, который отменяет выборы, изменяет электоральное законодательство, а также связан с коррупцией и захватом организаций».

Взлетевшие к власти по милости Додона, Санду и Нэстасе должны действовать быстро и решительно, чтобы не превратиться в игрушку пророссийских социалистов.

Новый целевой альянс должен существовать только до тех пор, пока президент не встанет на пути проводимых реформ, реализация которых откладывалась десятилетиями. Только тогда станет по-настоящему понятно, насколько серьезно социалисты относятся к новой коалиции. В свою очередь ЕС должен разморозить поток финансовой помощи, чтобы материально-бытовое положение жителей Молдовы ощутимо улучшилось.

Пока еще неясно, насколько серьезно настроена Москва в отношении сотрудничества с ЕС и США. На данном этапе нынешний кризис – возможность работать вместе, а не друг против друга. Молдова, возможно, станет пробным шаром для более сложных вопросов, включая политическую борьбу в Венесуэле, которая не принесла ее народу ничего, кроме горя. Но если эксперимент в Молдове потерпит неудачу, возрастет вероятность ухудшения ситуации, что потенциально угрожает равновесию всего региона в целом.