«Москва продолжает рассматривать Армению как собственную колонию» - Виталий Портников

«Москва продолжает рассматривать Армению как собственную колонию» - Виталий Портников

Собеседник Первого Информационного – украинский политический аналитик, публицист Виталий Портников.

– Господин Портников, после произошедших в Армении политических перемен изменится ли также и характер армяно-украинских отношений? Вообще, как Вы считаете, это зависит от властей страны или есть и геополитические реалии?

– Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что внешняя политика Армении не подвергнется изменениям. Это означает, что Армения продолжит исполнять те же обязательства, которые взяла на себя в прошлом, в том числе и в рамках двух важных интеграционных проектов – ЕАЭС и ОДКБ. В обоих этих проектах преобладающую роль играет Россия, которая за последние 4 года ведет гибридную войну против Украины, и которая оккупировала некую часть территории Украины. Вы знаете, что сейчас между Россией и Украиной установились сложные отношения, а Армения имеет союзнические отношения с Россией.

Более того, во время происходящих в Армении митингов, лидеры движения и в первую очередь господин Пашинян, заявляли, что эти обязательства останутся неизменными, и отказывались сравнивать оппозиционное движение в Армении с украинским Майданом. Тогда как любой сторонний наблюдатель, я считаю, уверенно укажет на сходство эти двух движений. В первую очередь, оба движения боролись против коррумпированной, криминальной, монополизированной экономики, олигархической политики. В этом смысле армянское движение было повторением украинского.

– В таком случае почему Россия в вопросе Армении не стала придерживаться той же жесткой позиции, какой придерживалась в связи с Украиной?

– По очень простой причине. В Москве не сомневаются, что Армения останется под влиянием России, и они могут влиять на будущее Армении точно так же, как было и до революции. А в случае Украины были очень большие сомнения, по этой причине после победы украинского общества Россия начала войну против Украины. А поскольку Россия по части Армении уверена в продолжении своей роли, то не развязала войну.

По этой причине, возвращаясь к вашему вопросу, должен сказать, что я не вижу какой-либо причины для улучшения армяно-украинских отношений, и в то же время не вижу причины, чтобы эти отношения ухудшились.

Сожалею, но Армения еще не является субъектом внешней политики, Армения – объект внешней политики. Армения имеет проблемы со своими соседями – в первую очередь с Азербайджаном, затем с Турцией, и решение этих проблем в первую очередь связано с теми отношениями, которые у нее есть с Россией. Такова реальность, которую не нужно игнорировать или забывать.

– Да, Армения не поставила такой задачи, как изменение внешнеполитического курса, а у Украины такая задача была – она стремилась подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС. Может, в этом была причина того, что в нашем случае Москва не вмешалась?

– Это не совсем так. Когда мы начали Майдан, то говорили о необходимости не геополитических изменений, а о необходимости подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС. Такой же документ был подготовлен и во времена бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, и как в Ереване, так и в Киеве заявляли, что этот документ непременно будет подписан, и что подписание этого документа не ставит под сомнение те отношения, которые у Армении и Украины были с Россией. Подписание Соглашения об Ассоциации не предполагало геополитического переворота, это было всего лишь урегулированием отношений с ЕС. Армянские политики не должны думать, что украинское движение было в сторону Запада, и по этой причине началась война с Россией, а в случае Армении – нет. Это неправильно, и в обоих случаях борьба была против криминальных лидеров, а Украина всего лишь хотела, чтобы ее народ самостоятельно решал свое будущее. А геополитический поворот произошел позже, когда Россия отреагировала подобным образом. Россия в случае Армении не показала такой реакции, потому что продолжает рассматривать Армению как собственную колонию, и уверена, что кто бы ни был у власти, он будет выполнять приказы Кремля. Если власти Армении проявят себя иначе, вы сразу же станете очевидцами политического и военного вмешательства России и убедитесь в своей правоте: если власти Армении не поведут себя иначе, то разочарование армянского общества будет настолько сильным, что нынешние идолы станут предметом критики. В Армении есть некоторый тупик, потому что избавиться от коррупции, кланового влияния и всех остальных проблем связано с двумя моментами: первое – зависимость от России, второе – необходимость решения Карабахского конфликта, нерешенность которого и заводит Армению в тупик. Если эти проблемы не решаются, общество Армении вновь выйдет на улицу.

– Украина назначила послом в Армении генерал-лейтенанта Петро Литвина, а до этого на протяжении длительного времени в Армении был только лишь временный поверенный в делах Украины. Как Вы считаете – повышение статуса является каким-либо сигналом?

– Вообще должен отметить, что его назначение в Украине стало причиной широких обсуждений. Сам посол в прошлом был командиром восьмого корпуса украинской армии. Во время событий 2014 года многие винили его в неадекватных действиях, многие связывают его со старой элитой, и считают, что он не должен быть в дипломатическом корпусе, посмотрим, как долго он останется. Брат господина Литвина был еще со времен Кучмы, потом Ющенко, но потом его политическая сила поддержала на выборах Януковича, его карьера весьма широка. А что касается вопроса, то в конечном итоге не послы решают характер двусторонних отношений.