NASA обнаружило древние cледы тысячи мощных извержений вулканов на Марсе

Ученые NASA нашли доказательства того, что в северной части Марса под названием Arabia Terra (Аравия Терра) произошли тысячи суперизвержений 500 миллионов лет назад.

В прошлом Марс был вулканической активной планетой. Большая часть вулканизма Красной планеты произошла между тремя и четырьмя миллиардами лет назад, породив гигантские геологические объекты, такие как высота 25 км Гора Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе. Такие мощные извержения оказывали сильное влияние на климат планеты. Даже небольшие извержения вулканов на Земле выделяют углекислый газ, диоксид серы и другие аэрозоли, которые могут блокировать солнечный свет и значительно снижать температуру поверхности.

По мнению учёных, то же самое произошло и на Марсе, но только в более крупных масштабах. Одно суперизвержение могло бы привести к выбросу расплавленной породы и газа, эквивалентных 400 млн плавательных бассейнов олимпийского размера.

- Каждое из этих извержений оказало бы значительное влияние на климат, возможно, выделившийся газ сделал атмосферу гуще или заблокировал Солнце и сделал атмосферу холоднее. Моделистам марсианского климата предстоит проделать определенную работу, чтобы понять влияние вулканов на Марс, — сказал Патрик Уэлли, геолог из Центра космических полетов им. Годдарда NASA в Гринбелте, штат Мэриленд, который руководил анализом Arabia Terra.

Поверхность Марса усеяна кратерами, которые образовались в результате одного из двух процессов: столкновения (с кометой, метеоритом или астероидом) или извержения вулкана.

Когда очень большие вулканы заканчивают свою жизнь, они обрушиваются в гигантскую дыру, называемую кальдерой, некоторые из которых могут быть шириной в десятки километров. Именно несколько таких кальдер, идентифицированных по всей Arabii Terra, привлекли внимание специалистов американского космического агентства.

Исследователи использовали данные с орбитального корабля NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), чтобы найти признаки вулканического пепла по всей этой территории Марса, и обнаружили много хорошо сохранившегося материала.

Проведя подсчёты, учёные пришли к выводу, что потребовались бы тысячи извержений супервулканов, чтобы осталось такое количество пепла, зарегистрированное в данных. Кроме того, Arabia Terra — это единственное место на Марсе, где исследователи обнаружили свидетельства извергавшихся в далёком прошлом вулканов. Поэтому учёные продолжают изучение данных ТОИР, чтобы лучше понять геологический процесс, сформировавший планеты и луны Солнечной системы.