НАСИЛИЕ УКРАИНСКИХ ВЛАСТЕЙ НАД ФОНДОВЫМ РЫНКОМ И ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ ДОСТИГЛО НОВЫХ РУБЕЖЕЙ

НАСИЛИЕ УКРАИНСКИХ ВЛАСТЕЙ НАД ФОНДОВЫМ РЫНКОМ И ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ ДОСТИГЛО НОВЫХ РУБЕЖЕЙ

В этом 2021 году резко до многолетних максимумов ушли цены вверх на металл, железную руду, уран и прочее, что активно экспортируется из Украины. Но этот мощный рост цен на товарных рынках не смог спровоцировать, как это произошло на мировых фондовых площадках, цепную реакцию в украинских ценных бумагах, т.к. наш национальный фондовый рынок фактически убит.

И хуже всего то, что украинские производители на этом мировом движении вверх не получили миллиардных инвестиций для своих акционерных обществ, не воспользовались фондовыми инструментами для повышения своей капитализации.

Почему так происходит? Потому что жадность, тупость и наглость отдельных топ-чиновников уже не имеет границ. Судите сами. В то время, как реальные ставки по европейским уже даже «мусорным» облигациям перешли в отрицательную территорию, Минфин Украины в ходе аукционов 7 сентября текущего 2021 года продавал государственные (!) облигации со средневзвешенной доходностью 6-месячных ОВГЗ на уровне 9,73%, 1-летних - 11,15%, 1,5-летних - 11,30%, 2-летних - 12,09%, 3-летних - 12,45%, а 5-летних - 12,59%.

     О чем это говорит? Прежде всего о том, что сегодня наша система заимствований трещит по швам, а украинский фондовый рынок переживает худшие времена.

     Что делать в этой ситуации? Конечно, не столько предприниматели и эксперты, сколько сами народные депутаты и министры должны увидеть допущенные просчеты и понять, как эти ошибки в последующем исправить? Особенно в сфере стимулирования инвестиций и поддержки человеческого капитала с целью увеличения доходной части госбюджета.

     Поэтому, во-первых, надо говорить о привлечении миллиардных инвестиций в украинскую экономику. Что здесь еще не сделано? Конечно, до сих пор не создана устойчивая привлекательная среда для бизнеса – понятная, прозрачная и предсказуемая. В этом контексте нужно рассматривать и налоги, и тарифы, и госзакупки, и надзорную деятельность и многое другое, чтобы инвесторы поняли – у нас риски не высокие и можно инвестировать.

     Во-вторых, у нас в нынешних тяжелейших условиях коронакризиса комплексно не решаются проблемы сокращения издержек. Здесь я бы выделил три основные сферы: логистика, торговля и отчетность со всеми требованиями по раскрытию информации перед госрегуляторами и контролирующими органами. Внедрение новых современных технологий могло бы существенно снизить данные издержки, а также сделать инвестиционные проекты более рентабельными, увеличить их количество и соответственно обеспечить наполняемость госбюджета.

     В-третьих, Кабмин Шмыгаля не стимулирует внедрение новых инструментов фондирования бизнес-проектов. Тогда как сама жизнь заставляет нас выходить на качественно новый уровень инвестиционной активности для обеспечения устойчивого роста ВВП Украины на уровне 7% - 8%. А для этого к текущему уровню инвестиций надо ежегодно прибавлять до 25-30 млрд. долл. США.

     Это огромная сумма, поэтому каналы поступления финансирования в нашу экономику должны активно развиваться, а правительство с Верховной Радой обязаны разрабатывать и принимать национальные программы и законопроекты по стимулированию инвестиций в инфраструктуру, в частности, фондового и товарного рынков Украины. Однако, до сих пор не создана Международная товарно-биржевая платформа с Универсальной биржей, имеющей 3-и секции: товарную, фондовую и деривативов.

     Если честно, то ничего особенного от Кабмина Шмыгаля пока не жду. Ключевое слово – пока, т.к. надежда умирает последней.

Александр Гончаров