На прошлой неделе Ричард Расселл, 29-летний сотрудник авиакомпании Horizon Air, угнал пустой самолет Bombardier Q-400 и отправился на нем в никуда.
Многие знают, что самолет, взлетевший из международного аэропорта Сиэттл-Такома вечером в прошлую пятницу, разбился примерно в 40 милях к юго-западу от острова Кетрон. Пилот-самоучка не выжил.
Но как вообще могло произойти нечто подобное?
Во-первых, почти у всех сотрудников авиакомпаний в том или ином качестве есть доступ к самолетам. Если работник занимается наземным обслуживанием, то у него есть доступ к перрону. До получения доступа и работодатель, и администратор аэропорта проходят проверку биографических данных. Во время этого процесса выявляются возможные судимости, связи с террористами, берутся отпечатки пальцев. После прохождения проверки сотрудник получает удостоверение личности, выдаваемое авиакомпанией, а также значок для зоны ношения идентификационных знаков (SIDA).
Если вы хотите знать, проверяют ли работников на психические заболевания, то ответ будет отрицательным. Если во время проверки биографических данных не всплывут документы о лечении психических заболеваний, то авиакомпания об этом ничего не узнает.
Может ли что-нибудь помешать неквалифицированному работнику угнать современный турбовинтовой авиалайнер? Кроме его коллег, которые могут заметить что-то странное, абсолютно ничего. Не существует протокола, запрещающего человеку в форме и со значком SIDA проникнуть в самолет на стоянке. В этом нет ничего странного, разве только если этот человек вообще не должен появляться возле самолетов.
И сотрудник, забирающийся на борт в темноте, скорее всего, останется незамеченным. Более того, большинство авиакомпаний не запирает двери самолетов, потому что доступ на стоянку через телетрапы и выходы на перрон есть только у проверенных сотрудников.
Для запуска двигателей не нужно получать разрешение авиадиспетчеров. Если самолет стоит вдалеке от выхода на посадку, то также не требуется помощь наземной команды. Просто все подумают, что в кабине находится экипаж или два механика.
По всей видимости, в Такоме угонщик смог вырулить на взлетно-посадочную полосу и взлететь без помощи диспетчеров. Он мог лишь врезаться в другой самолет, который придерживался стандартного протокола.
Вероятно, он решил, что раз у него получилось завести двигатели, то получится и все остальное. Именно поэтому этот инцидент кажется столь тревожным. Однако ему удалось выполнить несколько основных маневров. Спрашивается, откуда он получил знания, которые помогли ему управлять Q-400?
Пока можно лишь предполагать, что он мог пройти некоторую подготовку на компьютерном симуляторе у себя дома. Во время переговоров в течение полета он упомянул «видеоигры».
Думаете, это не реально? Зря. Многие любители участвуют в «имитационных полетах», и сложность симуляции ограничена лишь возможностью потратить определенную сумму денег. Компьютерные программы позволяют симулировать полет на любых моделях самолетов, от Piper Cubs до Boeing 777.
Симулятор может быть оборудован компьютерным монитором и мышкой или обладать реалистично выглядящим штурвалом и рычагом управления. А если доплатить еще немного, интернет-компании подключат вам диспетчеров, которые будут взаимодействовать с вами в режиме реального времени, будто вы совершаете самый настоящий полет.
Судя по странным переговорам сотрудника Horizon Air с «землей», он не был знаком со многими аспектами перемещения в авиапространстве США. Он явно беспокоился относительно посадки. Он понимал, что горючего в баках не хватит надолго.
В итоге, вероятно, у него загорелся один из двигателей, и он не смог выровнять самолет.
Так что же делать, чтобы подобные угоны не повторились?
Может, начать с того, что запирать двери в кабину и выдавать ключ/код только авторизированному персоналу? Для большинства авиакомпаний это будет несложно.
Кроме того, нужно донести до всех одну важную вещь: если вам нравится управлять самолетами, но у вас нет должной подготовки, пожалуйста, ограничьтесь компьютерными симуляторами.