Экономисты создали идеальные модели, объясняющие работу рынков. В этих моделях рациональные экономические агенты стремятся к получению выгоды, и рынок балансируется в точках win-win. Потом ученые собрали статистику, произвели расчеты и оказалось, что реальный рынок работает не так.
Реальные люди не всегда поступают рационально в собственных интересах. Экономисты назвали это силой трения. Сила трения демпфирует идеальную систему с обратными связями, которую анализируют ученые. В результате рынок сходится не там и расходится не так, как предсказывают идеальные модели.
Если нерациональность людей это сила трения, то что же тогда коррупция? Коррупция - это смазка экономики. Чем больше трение, тем больше коррупция. Смазка позволяет преодолевать силу трения, но баланс рынка достигается при этом не в точках win-win, а в точках баланса коррупционных интересов.
--
В начале 2005 года одесская таможня встала. Новоназначенная премьер объявила, что все должно происходить по закону. А как по закону, если они написаны так, чтобы невозможно было работать без смазки? Я был единственным за пару месяцев, кто сумел преодолеть силу трения по закону и растаможить груз.
Через пол года был назначен новый смотрящий, и таможня заработала. Напомню, что это происходило после первого майдана. Аналогичная ситуация была и после второго майдана. При Саакашвили мелкий и средний бизнес ушел на другие таможни, а вернулся, когда Саакашвили заменили на смотрящего.
Когда говорят о борьбе с коррупцией, никто не задает себе вопрос - А как? Как экономика будет работать при существующей силе трения? Силе трения кумовства, нежелания платить налоги и соблюдать законы. Силе трения плохих законов, желания получать субсидии и нежелания думать и действовать рационально.
--
Политическая коррупция работает еще проще. До выборов политик может рассчитывать на ближний круг, а после выборов ближний круг может рассчитывать на политика. До выборов расчет на пассивность и ожидание подачек избирателем, а после выборов на отсутствие контроля и ожидание новых подачек.
Смазка политической коррупции формирует баланс интересов между коррупционерами. Близок ли он к точке win-win политического рынка? Думаю, это риторический вопрос. Но при существующей силе трения и системе смазок невозможен другой баланс. Даже если грозно заявить - Завтра все по закону!
Нерациональный избиратель ждет волшебника, который справедливо все распределит. Этот волшебник должен быть богатым, чтобы оплатить избирательную кампанию, и нерациональным, чтобы бесплатно пять лет работать в местном совете. Таких волшебников нужны десятки тысяч. Будем ждать?