"Неделя на мировых рынках началась с оптимизма..." - Сергей Фурса

"Неделя на мировых рынках началась с оптимизма..." - Сергей Фурса

Вдохновленного в том числе успешным контрнаступлением украинских войск в харьковской области, отмеченного всеми мировыми сми, даже такими как The Economist, в котором до селе частенько встречалась мысль о том, что Путина не победить и надо поскорее договориться и капитулировать. Казалось, и вся неделя пройдет в такой радужной обстановке. Но именно эти ожидания и сыграли с инвесторами и спекулянтами злую шутку. Бойтесь своих ожиданий. Они, иногда, могут быть опаснее даже самых черных лебедей. Вот и в этот раз слишком позитивные ожидание натолкнулись на реальность инфляции в США, где месячный рост базовой инфляции оказался в два раза выше этих самых ожиданий, 0,6% против 0,3%. Казалось бы, какие-то жалкие 0,3 пункта разницы, но они очень многим людям стоили целого состояния. И, возможно, еще будут стоить.

Во вторник рынки закрылись сокрушительным падением. Это был худший торговый день с 2020 года, когда в мире еще бушевала пандемия. И в дальнейшем рынки чувствовали себя не очень. В результате, индекс S&P500 за неделю потерял более 100 пунктов, растерял импульс роста и откроет пятницу на отметке в 3901 пунктов. Причем распродажи пришли не только на рынок акций. На рынке облигаций дела обстояли не лучше и доходности потянулись резко вверх, особенно на коротком конце кривой. А рост ставок, пусть неприятный и сам по себе, угрожает и рынку недвижимости. Основе основ американской экономики. Потому как ставки по ипотеке тоже растут, а доходности американских казначейских обязательств вплотную приблизились к доходности от инвестиций в недвижимость, которую предпочитают сдавать в аренду. От таких графиков у многих ветеранов рынков начинает сосать под ложечкой. Особенно учитывая тот факт, что такое движение рынков пришло аккурат на годовщину банкротства Lehman Brothers, случившееся 15 сентября 2008 года и разрушившие не только архитектуру финансового рынка, и не только лишившие стриптизерш возможности зарабатывать дальше на ипотечных квартирах, но и множество карьер и судеб.

В украинском сегменте еврооблигаций эффект контрнаступление продержался гораздо дольше. Фактически, цены немного росли всю неделю, даже в дни значительных провалов на рынке США. Учитывая цены на наши долги, беспокоится по поводу американской инфляции нам надо гораздо меньше, даже если она и приведет к рецессии и кризису на рынках. Зато чем раньше российские солдаты, среди которых, как оказалось, теперь встречаются даже официально признанные маньяки-каннибалы, будут вышвырнуты с территории Украины, тем больше шансов у инвесторов заработать на украинских активах. Наблюдался интерес и к украинским корпоративным бумагам, особенно качественным (а большинство выживших украинских эмитентов на рынке – по определению качественные). Например, цена еврооблигаций Мироновского Хлебопродукта, менеджмент которого клянется что выплатит все купоны, уже выше 50% от номинала.

МХП выигрывает и от открытых рынков в ЕС (хотя местные производители курятины воют на Луну и кричат, что погибнут смертью храбрых, если не ограничить доступ Нашей Рябе к потребителям в Европе, ведь МХП пусть и занимает пока малую долю рынка Европы, но способен уделать всех ленивых европейцев в плане эффективности, да и о внутреннем комфорте бройлеров в Украине переживают меньше), так и от зерновой сделки. В последней могут быть определенные изменения, причем непонятно, в хорошую или плохую сторону. Наезд Путина и Эрдогана, произошедший неделей ранее, на зерновую сделку, прояснился. Путин и Эрдоган хотят запустить транзит аммиака через Украину (российского аммиака, который по трубе шел раньше до Одессы), Путин хочет продавать, Эрдоган хочет посредничать. В общем, как и предполагалось, ничего личного в нападках Эрдогана на Запад, только бизнес. И активно эту сделку продвигают из ООН. И тут вопрос в том, что если просто позволить запустить транзит, чтобы сделать Путину приятное, то это плохая идея. А если под это дело открыть и обезопасить порт Николаева и включить в зерновую сделку возможность экспортировать металл и руду, то пусть уж Путин подавится своим аммиаком и гоняет его по нашей трубе, а дядьки и тетеньки из ООН возрадуются, что цены на удобрения в мире могут снизится.  

Украина на этой неделе получила первые за месяц 500 млн долларов внешней помощи. После рекордного августа вдруг наступило затишье, которое может заставить Нацбанк более активно печатать гривну. Пока в планах получить от США еще 1,5 млрд долларов безвозмездно, т е даром, т е в виде грантов. И ждем от Мирового Банка их 500 млн. А деньги от ЕС как всегда загрузли в европейскою бюрократии. Уж сколько мы читали новостей, что какой-то там важный орган ЕС принял решение выделить нам 5 млрд евро и всегда оказывалось, что это решение еще не окончательное. Теперь вот Урсула Вон дер Ляйден озвучила прогноз, что деньги мы окончательно получили в середине октября. Будем ждать. Активизировались и переговоры по линии МВФ, где Украина пока чувствует себя не любимой невесткой, пеняя на пример Аргентины, которой Фонд помогал гораздо масштабнее. В общем, в Украине бідкаються, в МВФ разводят руками и обещают прислать миссию, чтобы проработать, как они могут нам финансово помочь (и немного научить жить) уже в 2023 году. Миссия спешит и приедет правда не в Киев, а в безопасную Вену. На этом фоне гривне снова чуть ослабла на кешевом рынке и торгуется где-то вблизи 41,7 гривен за доллар. Не прореагировав, по крайней мере пока, в отличие от украинских еврооблигаций на успехи украинской армии на фронте.