1. Все указывает на рост производства нефти в США: по данным нефтесервисной компании Baker Hughes, на прошлой неделе число буровых установок выросло на 19 штук. Это самый сильный рост с июля 2015 года и 19-тый за 21 неделю. По сравнению с минимумом конца мая число активных буровых увеличилось на 155 единиц, что нивелировало большую часть снижения за первые пять месяцев текущего года. Так что на данный момент буровая активность находится на максимальном уровне с конца января текущего года.
2. Трамп заявил о намерении отменить ограничения на производство углеводородов.
Избранный президент США Дональд Трамп заявил, что на посту главы государства отменит ограничения на производство углеводородов, включая шельфовые месторождения.
Эксперт рассказал, что может измениться в атомной энергетике США при Трампе:
"Я отменю ограничения, убивающие рабочие места, в области производства энергии в Америке, включая энергоресурсы на шельфе и уголь, создав миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. Это то, чего мы хотим, то, чего мы ждем", — заявил Трамп в видеообращении, опубликованном штабом избранного президента.
3. Bloomberg: хедж-фонды делают ставки на нефть
Хедж-фонды и спекулянты сделали около 1,47 млн ставок на нефть за неделю, что является максимальным числом ставок с 2007 года. Об этом сообщает Bloomberg.
«На данный момент рынок находится в напряжении, так как и производители, и покупатели беспокоятся о том, какое решение примет ОПЕК 30 ноября. Они хотят защититься от неожиданных перемен цен», — заявил аналитик Citi Futures Perspective Тим Эванс.
Как стало известно, хедж-фонды увеличили количество ставок на удешевление нефти на 14%, а на удорожание — на 8,1%.
4. Казахстан начал коммерческую добычу нефти на крупнейшем месторождении.
По данным Минэнерго Казахстана, в 2017 году на каспийском месторождении Кашаган планируется добыть до 8 млн тонн нефти.
На месторождении Кашаган, крупнейшем из расположенных на казахстанской части шельфа Каспийского моря, началась коммерческая добыча нефти, сообщает Reuters со ссылкой на министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева.
По словам Бозумбаева, после того как в конце сентября на Кашагане началась тестовая добыча углеводородов, общий объем добытой на проекте нефти приблизился к полумиллиону тонн, а объем добытого газа составил 97 млн кубометров. В 2017 году на Кашагане, по данным Минэнерго страны, планируется добыть от 4 млн т до 8 млн т нефти.
В середине октября первые партии нефти, добытой на Кашагане в ходе пуско-наладочных работ, были отправлены на экспорт через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и трубопровод «КазТрансОйла». Одновременно в магистральную систему компании «Интергаз Центральная Азия» было закачано 22,8 млн кубометров газа.
Кашаган — одно из крупнейших месторождений нефти, открытых в мире за последние 40 лет, его извлекаемые запасы оцениваются в 9–13 млрд баррелей нефти. Промышленная добыча нефти на Кашагане началась в сентябре 2013 года, к 2017 году ее объемы планировалось довести до 50 млн т в год. Однако уже через несколько месяцев добыча была прекращена из-за утечки газа на одном из трубопроводов, металл которого разрушился из-за высокой сернистости кашаганской нефти.
Осенью 2016 года после масштабной реконструкции инфраструктуры на Кашагане началась подготовка к возобновлению добычи. В начале октября 2016 года вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявил, что коммерческая добыча нефти на месторождении может начаться в третьей декаде месяца.
Участниками консорциума по освоению Кашагана являются компании «Аджип Каспиан Си Б.В.» (16,807%), «КННК Казахстан Б.В.» (8,333%), «ЭксонМобил Казахстан Инк» (16,807%), «Инпекс Норт Каспиан Си, Лтд.» (7,563%), «КМГ Кашаган Б.В.» (16,877%), «Шелл Казахстан Девелопмент Б.В.» (16,807%) и «Тоталь ЭиП Казахстан» (16,807%).
5. Доля нефти в мировом потреблении упадет (в вероятном сценарии — с 31% до 27%), а увеличится доля АЭС (с 5% до 6%) и возобновляемых источников (с 15% до 18%).
Причина — во многих регионах мира (Северная Америка, азиатские страны--члены ОЭСР, Европа) начнет снижаться спрос на жидкое топливо, который сильно зависит от уровня автомобилизации (в 2015 году на транспортный сектор в целом приходилось 55%). Вариант резкого сокращения количества машин в прогнозе, правда, не рассматривается (хотя, например, в июльском обзоре BCG и Всемирного экономического форума высказывалась идея, что развитие беспилотников и такси-роботов может на 60% уменьшить число автомобилей на городских улицах). Но рассматривается вариант, когда к 2040 году эффективность мирового автопарка вырастет процентов на 20.
В частности, развитие технологий приведет к тому, что автомобили будут в два раза экономичнее нынешних. А благодаря удешевлению батарей, к 2030 году в Европе, США и Китае электромобиль сравняется по стоимости с бензиновыми или дизельными аналогами, что позволит "обеспечить масштабное замещение нефтепродуктов электроэнергией". Электроэнергию же можно получить и без нефти: на нефтепродукты и сейчас приходится 4%, а в будущем их доля снизится до 2%. Остальное обеспечат уголь (31-32%), газ (25-26%) и неископаемые ресурсы: гидро- и атомная энергия, солнечная, ветровая и т. п. (41%).
Влад Пономарь