"Несгибаемый. Великая история Алекса Дзанарди" - Влад Пономарь

"Несгибаемый. Великая история Алекса Дзанарди" - Влад Пономарь

Недавно я смотрел передачу, посвященную последним Паралимпийским играм-2016 в Рио. В программе было много материала о триумфальном выступлении нашей сборной Украины, а в одном из сюжетов показали интервью с только что завоевавшим четвертое золото(!) Паралимпиады - итальянцем Алессандро Дзанарди. Он так эмоционально о чем-то говорил, с такой энергией, жизнелюбием, оптимизмом. Это не могло не зацепить.
Я прочитал об этом потрясающем спортсмене все, что есть в интернете, все статьи, материалы, видео, интервью.
И каждая статья, каждое интервью, каждая заметка, каждое слово о Алексе, о его силе духа, мужестве, несгибаемом характере, все больше и больше восхищали меня.
Я расскажу Вам его удивительную историю. Пожалуйста, дочитайте до конца.
В рассказе часто будет присутствовать прямая речь (А.Д.): Алессандро размышляет обо всем, что происходило в его жизни:
«Я остался в живых вопреки всему. С точки зрения медицины, у меня не было шансов. Доктора были уверены, что перенести подобное невозможно. Поэтому то, через что я прошел, и то, что сейчас я сижу здесь, – нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Это фантастика» (А.Д.)

Алессандро Дзанарди родился 23 октября 1966. Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как это было замечательно!
С 13 лет Алессандро начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире автоспорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью гонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выделить необходимые для участия средства. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.
На одном из соревнований он единственный облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Сандро приехал на подиум. А после гонки босс этой компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для новой машины в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

«Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность. Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали».(А.Д.)

Карьера Дзанарди пошла вверх –он принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Там выигрывает две гонки и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.
В конце 1991 года Дзанарди дебютировал в Формуле-1.
Путевку в Гран-при ему «предоставил» Бертран Гашо из команды «Джордан», повздоривший с таксистом и угодивший в тюрьму. Бертрана заменил в «Джордане» Михаэль Шумахер, но уже на следующем этапе немец оказался в другой команде-«Бенеттоне». И Эдди Джордан пригласил на вакантное место Дзанарди- вице-чемпиона «Формулы-3000».
До конца года Алессандро провел две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан» и не набрал ни одного очка. Он до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди.
На следующий, 1992 год, Дзанарди был тест-пилотом Minardi, и принял участие в трех этапах. И снова без единого очка.
В 1993 году Алессандро подписал контракт с легендарной командой «Лотус». Правда, знаменитый коллектив как раз начал «петь свою лебединую песню», так что одно очко, заработанное Дзанарди на втором Гран-при сезона в Бразилии, так и осталось для него единственным.
В августе 1993, в Бельгии карьера спортсмена едва не завершилась после страшной аварии на тренировке.

Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики у его «Лотуса» на скорости 300 км/ч отказала подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку.
Алессандро пропустил оставшуюся часть сезона, а также первую часть следующего.
В «Лотусе» его сменил Педро Лами, но в начале 1994 года тот сам попал в серьезную аварию и сломал ноги. Так Дзанарди получил возможность вернуться за руль своего же болида. Однако уровень машины просто не позволял бороться за очки, да и надежность оставляла желать лучшего – в восьми гонках итальянец добрался до финиша лишь трижды.
По окончании чемпионата «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний, покинул чемпионат.

В итоге, не найдя места в «Ф-1» на сезон-1995, Дзанарди уезжает в США для участия в серии CART. В США с пилотом произошла удивительная метаморфоза, изменившая всю жизнь. В Америке (где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс) Дзанарди нашел самого себя.
В 1996 году итальянец получает место в успешной команде Chip Ganassi Racing серии CART. Дебют оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке, выиграл три гонки в дебютном сезоне и еще трижды поднялся на подиум. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Все это принесло ему полностью заслуженное звание «Новичок года».
Уже в следующем году Алекс берет семь подиумов, четыре из которых оказались победными. Это позволило ему стать чемпионом серии CART, опередив ближайшего конкурента на 33 пункта. Сандро не собирался останавливаться, и в 1998-м повторил свое достижение, но уже заполучив 8 побед и 15 подиумов. Его преимущество над ближайшим соперником в борьбе за титул в конце сезона составило почти 120 баллов. Этим соперником, которого Дзанарди так легко оставил позади, был его напарник по команде Джимми Вассер.

Для большого числа поклонников CART Дзанарди стал кумиром, как Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.
Все шло отлично. Дзанарди выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды. Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука».
Самым близким и преданным его другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алекс вспоминает с особым теплом. В Америке Дзанарди стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, женился, купил большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.
Столь громкий успех итальянца за океаном вновь привлек к нему внимание в Европе. Команда «Уильямс» решила повторить свой успешный опыт по приглашению за руль чемпионов американской серии (который они в 1996-м году получили с Жаком Вильневом) и заключила с Алессандро двухлетний контракт.
Но тут прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, Алекс оказался в атмосфере интриг этого аристократического клуба «Формула-1», стал разменной пешкой в руках опытных игроков, и начал совершать тактические ошибки. Вдобавок Williams 1999 года был недостаточно быстр и надежен.
Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1». На него навалилась хандра и усталость, Алекс стал избегать людей и замкнулся в себе. Друзья и семья не понимали его.

И вдруг, неожиданно для многих, Дзанарди решил вернуться за океан и снова гоняться в CART.
Алекс подписал роковой для себя контракт на 2001 год с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном.
Это все же судьба, от которой не уйдешь. В том чемпионате должна была дебютировать новая трасса, расположенная в Германии – «Лаузицринг», построенная по самым высоким стандартам и открытая только в 2000 году.

15 сентября 2001 состоялся этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Ему уже был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, еще немного, ты сможешь!»…Алекс остановился в боксах для смены резины.
«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя» (А.Д.)
Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках, потерял управление болидом (гонщики позднее сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины техподдержки) – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид канадца Тальяни, мчавшийся со скоростью 320 км/ч. Чудовищный удар буквально разрубил машину Дзанарди пополам…
А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Алекс выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! При ударе ноги Дзанарди оторвало. В тяжелейшем состоянии спортсмена срочно отправили в больницу, в вертолете у него семь раз останавливалось сердце. Вопрос жизни и смерти решали секунды. Он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух.
Вместе с умирающим гонщиком полетели его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церковному канону. В тот день он должен был умереть, почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.
Но сверхоперативные действия спасательной бригады сохранили ему шансы, врачи отчаянно боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После всех операций Алекс оставался в коме еще трое суток. Все эти дни его жена Даниэла не отходила от постели любимого.

Сандро очнулся. Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно, но вокруг больничные стены. Что случилось? Почему так болят ноги?
Перед женой и родными встала непростая задача – сообщить гонщику о том, что он лишился ног. Когда они собрались с силами и сказали ему это, реакция Алекса была удивительной даже для них. «Ну, хорошо, по крайней мере, я жив», – спокойно ответил он.
Еще полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.
В эти сложные дни Алекса поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, слали ему слова поддержки и утешения.
«На то, чтобы покинуть больницу, у меня ушло 48 дней, я перенес 16 операций, которые длились как минимум по четыре часа. Когда я выписался из больницы, то находился в очень плохом состоянии» (А.Д.)
Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.
«Но я взял себя в руки и уже месяц после выписки посетил ортопедический центр, чтобы сделать протезы» (А.Д.)

«Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться». (А.Д.)
И началась долгая и труднуая реабилитация.

«У меня есть мечта..»
Удивительно, но, лишившись ног, Дзанарди как будто обрел крылья. Пожалуй, никогда раньше он не был настолько целеустремленным, и не знал так ясно, чего хочет.
«После аварии, как только я понял, что жив, я начал строить планы. Самым главным было подержать на руках моего сына Николо. И я сделал это..
Даже в самых трудных обстоятельствах после аварии я никогда не терял способности смотреть и видеть, что делается вокруг меня. Меня окружали источники удивительного вдохновения. В реабилитационном центре я встретил одного парня. Сначала я не понял, почему он здесь, ведь он был совершенно нормальным. Однажды в обед я увидел, как он смотрит в окно и плачет. А на руках у него ребенок. Без ног. Я не знал, что сказать, а он говорит: “Все нормально, это я от радости”. У него дочь родилась без ног, и ему сказали, что до трех лет ничего нельзя сделать. Но они приехали сюда и сделали протезы. И он сказал: “Я только что ходил покупать ей ботинки. И я понял, что это ее первые ботинки”. Я плакал вместе с ним. Потом я посмотрел на себя в зеркало и сказал: “Ну и повезло же тебе, болван. Что твоя проблема по сравнению со страданиями людей в этом мире?» (А.Д.)

Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей.
«Было очень сложно вернуть организму силы, и по мере того, как это происходило, я заново начал учиться ходить. Я много раз падал и в итоге сделал это: всего через месяц я смог сделать несколько шагов, но еще долго не мог добиться прогресса.. Помогал ли я разработать протезы для себя? Да, однажды сын захотел со мной поплавать, как до аварии. Трехлетке трудно было объяснить, почему мне не хотелось вываливаться из коляски в бассейн, словно мешок с картошкой. Поэтому я обратился к ортопеду, с которым мы потом подружились, и попросил разработать мне специальные протезы. Нетонущие, и чтобы на них можно было бы ходить, как на обычных протезах. Тогда таких не существовало. Мы использовали материалы из автоспорта и специальную пену, которой обычно заполняют топливные баки»(А.Д).

Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота– известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.
«Я начал ходить. Это случилось примерно через год, и тогда я, конечно, начал думать о других вещах» (А.Д.)

«У меня аллергия на слово «невозможно».
Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет. Обязательно сможет! Начались изнурительные интенсивные тренировки и нужно было найти подходящую машину.
«Моей следующей целью было снова сесть в гоночный автомобиль. Я пошел к бывшему главе Champ Car Крису Пуку и просто сказал: «У меня есть незаконченное дело». Это было в 2003-м.
Первый гоночный автомобиль был сконструирован таким образом, чтобы я все мог делать руками. У моих пальцев было больше работы, чем у Джимми Хендрикса при игре на гитаре. Это было слишком. Если бы мне в рот засунули щетку для уборки, то я бы и кокпит смог почистить! Так что мы сели обсудить ситуацию с механиками, и я предположил, что смогу нажимать на педаль тормоза «ногой». Их реакция была следующей: «это невозможно, в машине нет усилителя тормозной системы, тебе нужно будет давить на педаль с силой, превышающей давление в 100 кг».
Но у меня на слово «невозможно» аллергия. Так что я вернулся домой, взял электронные весы, прикрепил их к стене, и сказал инженеру, что не стоит говорить «невозможно» до тех пор, пока ты не проверишь и не надавишь ногой на весы. Все, на что оказался способен инженер – выдать показатель в 105 кг. Я сказал-теперь моя очередь. У меня получилось надавить на весы с силой, равной давлению в 125 кг. Инженер просто не понял, как у меня это получилось.
Так что мы установили в машину обычную педаль тормоза с прикрепленной к ней обувью, чтобы моя нога всегда находилась на педали. После первого круга с этим решением я знал, что однажды вновь смогу стать профессиональным гонщиком. После тестов я осознал, что хочу вновь принять участие в настоящих гонках, ведь испытания показали, что хотя и будет чертовски сложно, свет в конце тоннеля все же есть. Я смог поверить в возможность вновь выступать на самом высоком уровне и в то, что у меня будут шансы побеждать. Я видел свое будущее перед глазами. И мне стало любопытно, что из этого получится. Позже любопытство превратилось в страсть, а остальное уже история…

У Алессандро оставалась заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 злополучных оставшихся кругов. И мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года Дзанарди вновь приехал на этот немецкий автодром. Сандро сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Мо Нанн» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку. Зрители стоя аплодировали мужеству итальянца.
Лучший из пройденных им кругов позволил бы ему стартовать в гонке Champ Car, прошедшей в тот трагичный уик-энд 15 сентября 2001, пятым. После окончания заездов Алекс шутил: «Все дело в том, что я стал немного легче».
Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему спецмашину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в мировую серию WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот(!) и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии!
За пять лет он множество раз поднимался на подиум, и одержал четыре победы!!

Алекс по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И его мечта материализовалась - ему позвонили из «БМВ» и в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды. Для него специально переделали рулевое управление, и он снова выехал на автодром, как в старые, добрые времена:
Алекс, без ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

Сандро всегда ставил новые цели и теперь у него новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь.
Впервые на соревнованиях Алекс попробовал свои силы в 2007-м, заняв на престижном Нью-Йоркском марафоне четвертое место после всего четырех недель тренировок.

«Когда я принял участие в своем первом марафоне в Нью-Йорке в 2007 году – я оказался там ради гонок, – люди моментально стали предполагать, что я смогу выступить на Паралимпийских играх в Пекине-2008. Однако разница между мной и лучшими атлетами была слишком большой, и ее невозможно было сократить за столь короткое время. Но опыт все равно оказался чудесным» (А.Д).
В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, а в ноябре 2011 года одержал победу в Нью-йоркском марафоне.

Паралимпийские Игры в Лондоне в 2012 году.
«Сначала мне было просто любопытно. Учебный процесс остался позади, но гонки на ручных велосипедах все равно были для меня сравнительно новым видом спорта. В конце зимы и начале весны – до начала игр – я размышлял над тем, хорошо ли я подготовился к соревнованиям с физической точки зрения, и потому с волнением ожидал первой гонки Кубка Мира в Риме. Именно там появился первый шанс выяснить, насколько я готов. Мне удалось выиграть обе десятимильных гонки, а также заезд по городским улицам. Благодаря этому я стал значительно увереннее в собственных силах, но также осознал, что своим результатом предупредил будущих соперников на Паралимпиаде» (А.Д.)

В марте 2012 Алессандро Дзанарди официально был включен в сборную Италии на Паралимпийских играх.
«Я продолжил работать над собой. И когда в итоге, на играх в Лондоне, я все же выяснил, насколько хорошо подготовился – это стало для меня исполнением мечты».(А.Д.)
5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх в Лондоне Алекс Дзанарди завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км. 22 сентября 2012 ему исполнилось уже 46 лет..
«По ходу игр я никогда не забывал о страсти к спорту, о любви к тому, чем занимаюсь, о том, что для меня важнее всего. Победа в Лондоне – ценная, но дело не только в медалях. Я выиграл, потому что люблю гонки.
Невозможно заставить себя со страстью относиться к чему-либо только из-за того, что ты хочешь добиться результата, который ранее покорился другим людям. Это называется амбициями, а не страстью. Конечно, нужно быть и амбициозным. Я бы сказал, что правильным сочетанием будут 70% страсти, и 30%– амбиции. Однако если эти ингредиенты сочетаются в обратных пропорциях, то все, чего тебе хочется – это наслаждаться успехом, а всем тем, через что тебе пришлось пройти, чтобы добиться успеха – тренировками, подготовкой, – можно пожертвовать.
Если вы думаете именно так, то никогда не достигните конечной цели. Именно поэтому я смог добиться успеха в Лондоне – потому что люблю гонки на велосипедах, а не потому, что непременно хотел туда поехать.
Вообще, я считаю себя счастливчиком. Быть Алексом Дзанарди означает, что я могу выбирать, чем хочу заниматься, потому что в дальнейшем смогу заниматься этим профессионально. В детстве быть Алексом Дзанарди означало быть сыном двух замечательных родителей, которые научили меня оставаться любознательным, любопытным, стремящимся понимать, куда я иду и по какой причине: действительно ли мне интересно чем-то заниматься или же я выбираю этот род деятельности лишь потому, что хочу быть на кого-то похожим.
Они научили меня воспринимать каждый новый день как возможность добавить что-то новое к тому, что я уже успел сделать вчера. Благодаря этому ты шаг за шагом приближаешься к чему-то существенному. Я выбрал спорт, потому что изначально чувствовал к нему страсть, и должен сказать, что возможность принять участие в Играх в Лондоне, и путь, который я проделал, чтобы добиться этого, принесли мне больше удовольствия, чем итоговый успех. Каждый день тренировок был для меня великолепным подарком от Бога, чудесным опытом. Я думаю, что каждый из нас может добиться того же.

Игры в Лондоне прошли фантастическим образом. Я полагаю, что настоящая ценность подобных соревнований заключается в появлении у людей вдохновения, в том, что мы можем смотреть на людей, которые рассматривают собственную жизнь как возможность стать лучше, добиться чего-то большего. Это может подействовать на человека вдохновляющее, так как позволяет ему думать: «да, я тоже так смогу!».
Возможно, человек не сможет выступать на таком же высоком уровне, но он, по крайней мере, начнет рассматривать свою жизнь как возможность добиться чего-то большего, стать лучше. Когда ты видишь такого спортсмена, как Усейн Болт, то вполне можешь подумать, что этот парень, должно быть, прилетел с Марса, и добиться того же, что и он, никогда не получится. Сообщение, которое посылают миру Паралимпиские игры, другое. Основной посыл Игр – вдохновлять поколение, и я верю в то, что послание достигло адресата.

Вы спросите-почему я крутил велосипед на голове после победы? Я не новичок в необычных празднованиях. Когда я выступал в США, то всегда крутил «пончики». Все ребята, которые критиковали меня за такое празднование, теперь празднуют победы аналогичным образом. А теперь, кстати, они называют это «Дзанарди», а не «пончики».

Победив на Играх в Лондоне, на трассе «Брэндс-Хэтч», я был очень, очень счастлив. Я взял свой ручной велосипед и поднял его вверх просто потому, что хотел отпраздновать победу. На следующий день мне сказали, что эта фотография красовалась на первой странице Daily Telegraph. Это фото, и празднование победы отражало то, чего я добился в жизни, и какой прошел путь. Если бы несколько лет назад кто-то сказал мне, что я смогу добиться того, чего добился, то я бы в ответ спросил у него, что он курил!

Когда я выиграл гонку и слез со своего велосипеда, то у меня случился еще один «момент Дзанарди». Я говорю о том, как я поцеловал асфальт. Когда я коснулся асфальта губами, то словно прикоснулся к оголенному проводу – меня как будто током ударило. Это было нечто неожиданное. Теплый асфальт. Перед глазами как будто пронеслось огромное количество слайдов, на которых были запечатлены моменты моей жизни. Я увидел себя маленьким мальчиком, проезжающим свои первые круги в картинге, увидел рядом с собой отца – тогда он был моим механиком. Увидел свою первую победу в гонке, трудные моменты, затем гонки уже на гоночном болиде и завоевание поула на трассе «Брэндс-Хэтч» в 1991 году – за 21 год до игр в Лондоне, когда я надеялся попасть в «Формулу-1». Увидел то, как в итоге попал в «Формулу-1», а потом потерял в ней место. Увидел, как отправился в США и добился успеха. Потом увидел более трудные моменты: аварию, процесс реабилитации…
Все это пронеслось за пару секунд. Это был невероятный, напряженный момент. Я получил сильнейший заряд радости и чувства ностальгии. Во всем, чего я добился в жизни, асфальт был неизменным элементом. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу добиться такого прогресса, который позволит мне не только квалифицироваться на Паралимпийские Игры, но и что, я буду выступать в Лондоне и что в итоге я все-таки смогу победить там в гонке на ручном велосипеде, и что это произойдет на трассе «Брэндс-Хэтч» – одной из моих самых любимых трасс, которая сыграла столь важную роль в моей карьере и где я столько раз был близок к победе, то я не знаю, что смог бы сказать. Думаю, что это довольно иронично, что это часть плана, разработанного где-то там, наверху, потому что это слишком идеально для человека. То, что победу я одержал именно на трассе «Брэндс-Хэтч», стало для меня невероятным событием.

Еще два с половиной года назад, когда примерялся к лондонским играм, я знал, что это сверхсложная затея. Но я ко всему подхожу технически. Есть ли у меня то, что нужно, чтобы это сделать? Если да, то даже если будет трудно, я берусь за дело с энтузиазмом и страстью. Я никогда не знал, выиграю ли золото в Лондоне, даже когда до финиша было несколько метров.
Вот что писали газеты после гонки: "момент, когда Алекс Дзанарди вскинул вверх свой велосипед, выиграв золотую медаль в индивидуальной мужской гонке на время на Брендс-Хэтч, буквально вышиб слезу. Такого героического возвращения в спорт мы еще не видели... Дзанарди остается легендой для фанатов автогонок. За три года участия в чемпионате Champ Car он завоевал два чемпионских титула, победил в 15 гонках, научил всех резать “пятак почета” после победы. И совершил великий обгон, обойдя Брайана Херту в “Штопоре” на Лагуна-Сека в последней гонке в 1996 году.
Его возвращение и последующие победы – гонки в Champ Car, победы за рулем BMW на протяжении пяти сезонов в WTCC, нью-йоркский марафон, две золотые медали в Паралимпийских играх 2012 года – создали историю невероятной человеческой храбрости и упорства. Но сам Дзанарди смотрит на это иначе. Алекс считает, что надо просто уметь жить".

Где стоят Паралимпийские игры в рейтинге моих достижений? Победить в первой гонке в WTCC [в Германии в 2005 году] после аварии было здорово, но Лондон, несомненно, один из величайших моих успехов. Для меня получить золото было сродни пробуждению в больнице в Берлине, когда жена прошептала мне: “Ты жив!” В тот день я был невероятно счастлив – я был жив! Если есть возможность создать что-то новое, то почему бы не попробовать? Я знал, что это будет трудно, потому что ноги все-таки нужны. Но все же у меня еще есть руки и много чего другого. Я понял, что не так важно, как именно ты идешь из пункта А в пункт Б, важно дойти до этого Б. Там мне будет плевать, как я туда дошел. На этом я и сконцентрировался» (А.Д.)

Мечта Алекса – золотая медаль – сбылась. Казалось бы, можно со спокойной совестью уходить на пенсию. Но покой не для Сандро. Он уже поставил перед собой новую цель – еще более амбициозную, чем все предыдущие - выйти на старт знаменитой гонки «500 миль Индианаполиса».
«Я давно мечтаю об Инди, и после заезда на «Лаузицринге» знаю, что мне это по силам. Джимми Вассер предложил мне машину, если я выиграю золото в Лондоне. Думаю, пришло время звонить Джимми!». (А.Д.)

В 2014 году Дзанарди принимает участие в Blancpain Sprint Series на BMW Z4 GT3 в составе команды ROAL Motorsport.

«Еще я катаюсь на лыжах. Прошло уже несколько лет с тех пор, как я начал кататься на лыжах, и принял участие в соревновании по классическим лыжным гонкам. Кто-то меня сфотографировал, фотография попала в прессу – не знаю, кто ее туда отправил, папарацци или какой-то болельщик, – и сразу же появились слухи: «Дзанарди собирается участвовать в Паралимпийских Играх в Сочи-2014. Я люблю спорт и люблю лыжные гонки. Однако гонять на ручном велосипеде мне довольно удобно, а вот для участия в лыжных гонках нужно проводить много времени в горах – нужно изучить процесс, – и я не думаю, что у меня есть для этого достаточно времени, особенно в моем возрасте».(А.Д.)

И вновь о гонках, на этот раз на Играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году.
Сразу после Паралипиады в Лондоне -2012 Алекс говорил: «До Игр в Рио еще далеко, а в 46 лет твои годы считаются как у собаки – по семь лет за год. Так что я просто надеюсь, что смогу сохранять достаточно хорошую форму, чтобы в итоге выступить в Рио, и я настроен оптимистично .Со страстью все в полном порядке, а тренировки приносят удовольствие. Я верю, что как атлет все еще являюсь новичком, и хотя с возрастом могу что-то потерять, я также могу что-то и приобрести, ведь я продолжаю двигаться вперед и совершенствоваться».

В возрасте 50 без месяца лет Алессандро Дзанарди принял участие в Паралимпийских играх-2016 в Рио. 14 сентября выиграл золото на дистанции в 20 км, а 16 сентября завоевал ещё одно золото в эстафете, став четырёхкратным(!) Паралимпийским чемпионом.

16.10. 2016, после годичного перерыва, Алекс вновь сел за руль и выступил на финальном этапе итальянского чемпионата GT в классе Super GT3 в Муджелло, одержав победу. Сейчас Сандро ведет на итальянском телеканале Rai 3 ток-шоу «E se domani» («А если завтра») о науке и технологиях будущего.
«Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое» (А.Д.)

Он и сегодня в строю, наш несгибаемый Алекс Дзанарди, своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех проявлениях, и не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

Спасибо, Алекс и с Днем Рождения!

Влад Пономарь