"Нино Чавчавадзе и Александр Грибоедов" - Иван Шаблов

"Нино Чавчавадзе и Александр Грибоедов" -  Иван Шаблов

28 июня 1857 года ушла из жизни Нино Чавчавадзе. Она пережила Александра Грибоедова почти на 30 лет.

Её отец князь Александр Чавчавадзе – генерал-майор русской армии, грузинский поэт, губернатор-наместник Нахичеванской и Эриванской областей, а мать - княжна Саломея Ивановна Орбелиани.

Служивший в 1822 г. в Тифлисе Грибоедов стал вхож в дом блестящего князя. Интересно, что в Тифлисе-Тбилиси он начал писать бессмертную "Горе от ума", а первым слушателем первого и второго актов комедии стал тифлисский сослуживец автора (и однокурсник Пушкина) Вильгельм Кюхельбекер.

На глазах Александра Сергеевича росла и воспитывалась старшая дочь Александра Чавчавадзе кареглазая Нино. Грибоедов даже обучал девочку игре на фортепиано. Однажды в шутку «дядя Сандро» сказал ей: «Если будешь и дальше так стараться, я на тебе женюсь». Слова оказались пророческими. Снова оказавшись в Тифлисе в 1828 году, Грибоедов посетил дом старого друга и был поражён необыкновенной красотой и добротой выросшей Нины. Известно, что Александр Сергеевич сравнивал юную грузинку с Мадонной работы испанского живописца Б.Мурильо.

Среди её поклонников были весьма видные персоны. Среди них сын знаменитого грозного генерала Алексея Ермолова Сергей, наместника Кавказа, генерал-лейтенант Василий Иловайский, поэт и генерал Григорий Орбелиани, чьи ухаживания Нина отвергала в течение 30 лет! Но её сердце принадлежало только Грибоедову...

22 августа (3 сентября) 1828 г. в Сионском кафедральном соборе в Тифлисе они обвенчались.
Грибоедову было 33 года, Нине – ещё не было 16. Вскоре после женитьбы супруги были вынуждены отправиться в Персию. Грибоедов был блестящим дипломатом, заключил выгодный Росии Туркманчайский мир, и по словам Н.Муравьёва-Карского "заменял...единым своим лицом 20000-ую армию".
Нино сопровождала мужа, уже будучи беременной и часто болела.

30 января 1829 г. Александр Грибоедов был растерзан взбунтовавшейся толпой исламских фанатиков. Кроме него погибло более 50 человек, служивших в русском посольстве. Его тело было сильно обезображено и брошено в яму, и опознано впоследствии лишь по ранению, полученному на дуэли - была прострелена кисть левой руки. Отрубленную голову Вазир-Мухтара (так его именовали персы) носили по городу на палке.

От Нины долго скрывали ужасную новость. По настоянию родственников она вернулась в Тифлис. У потрясённой Нины случились преждевременные роды, спасти ребенка не удалось.

18 июня 1829 г. тело Грибоедова доставили в Тифлис, и он был похоронен близ церкви св. Давида, где сейчас находится пантеон Мтацминда. По распоряжению безутешной вдовы на могиле Александра Сергеевича был установлен памятник с надписью, пронзившей многие русские и грузинские сердца: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Оставшуюся часть жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила попеременно в Цинандали и Тифлисе, продолжая носить траур по мужу. Благодаря неизменному траурному платью её стали называть «чёрной розой» Тифлиса.

Нина Грибоедова тратила значительные суммы на благотворительность. Автор «Закавказских воспоминаний» окружной начальник в Мингрелии Корнилий Бороздин, познакомившийся с Ниной Александровной, когда ей было уже за сорок, писал о ней: «То был ангел-хранитель всего семейства, а в то же время и существо, которому поклонялись все служившие тогда на Кавказе».

Нина Грибоедова скончалась в возрасте 45 неполных лет во время эпидемии холеры, пришедшей в Тифлис из Персии. Ухаживая за больным родственником, она отказалась покинуть город, выходила больного, но заболела сама. Последние слова ее были: «Меня…рядом с ним».
Удивительную женщину оплакивал и провожал в последний путь весь Тифлис.

Иван Шаблов