Информационное пространство заполнено многословием вокруг главного редактора российского издания «Новая газета» Дмитрия Муратова. Повод однозначно мощный – присуждение Нобелевской премии мира по решению членов Норвежского нобелевского комитета, назначаемого парламентом Норвегии. Хотя известный журналист стал лишь третьим обладателем премии из России, после диссидента Андрея Сахарова и экс-президента СССР Михаила Горбачева, тем не менее, однозначной реакции общественности на его триумф нет. При всем уважении к Муратову, он не такая масштабная личность, как уже упомянутые прежние лауреаты, и справедливы обвинения в обмельчании премии. На постсоветском пространстве Муратов малоизвестен, но конечно о нем слышали больше, чем об его партнерше по премии-2021 филиппинке Марии Рессе, которая является одним из создателей новостного сайта Rappler.
Дело еще и выборке самих претендентов на награду в текущем году. Хоть весь список из 329 заявок неизвестен, но ряд персонажей ярко говорит о его качестве. Девочка-экоактивистка Грета Тунберг, агрессивно критикующая всех и вся, но по малолетству не предлагающая каких-то дельных решений. Выдвиженец Леха Валенсы – российский оппозиционер Алексей Навальный, который по правде не смог раздуть огонь антипутинской революции, и теперь томиться в застенках. Также важно упомянуть Светлану Тихановскую, которую выдвигали представители Литвы, но ее успехи также сомнительны, ведь наиболее масштабные в истории современной Беларуси протесты 2020-2021 годов завершились холостым выхлопом и закручиванием гаек местным диктатором. Вероятно, у норвежцев был очень ограниченный выбор, и это сильно подняло шансы Муратова на успех.
Теперь о функциональной стороне вопроса: Нобель изначально завещал вручать награду «за вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, за сокращение числа армий и развитие мирных инициатив». Это уже потом были добавлены борьба с межэтническими конфликтами, климатическими угрозами и заслуги в области демократии и прав человека. Муратов и Рессе получили премию за «усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочного мира». Что интересно ННК выдал награду персонально Муратову, а не «Новой газете», ведь к ее деятельности имеются дополнительные вопросы.
В числе крупнейших частных акционеров издания значится выпускник Краснознаменного института КГБ СССР, олигарх Александр Лебедев. Для легенды медиамагнат Лебедев, владеющий британскими изданиями Independent, Evening Standard и ТВ-канала London Live, конфликтует с ФСБ и «ведет войну» с путинизмом. На практике же реализует массу важных задач в интересах российского разведывательного сообщества. Также среди акционеров «НГ» значится «защитник политики Путина» Михаил Горбачев, и злые языки поговаривают, что именно он лоббировал Муратова на Нобеля.
«НГ» критикуют за контролируемые сливы компромата, дружбу с Медведевым, для «НГ» есть чиновники табу, к примеру, она не трогает Сергея Чемезова из «Ростеха», а наоборот его хвалит. В целом общий посыл «уважаемой властями» газеты: уныние и депрессия, перемежеванная с приплаченными коммерческими материалами. Теперь однозначно прайс у газеты вырастет… Фактически же «НГ» - инклюзивная часть путинизма, которая занимает в нем свою нишу, и, увы, мало заинтересована в его скорой кончине.
При таких раскладах решение ННК у многих вызывает справедливый гнев. Награждая людей с сомнительным беграундом, которые обслуживают российские спецслужбы, происходит девальвация Нобелевской премии мира. Теряется ее высокая и благородная миссия быть эталоном для мировых лидеров, и камертоном светлых ценностей для народов планеты. В сухом остатке Нобель теряет свой блеск, и становится какой-то копией Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Которая, кстати, до 1956 года была Международной Сталинской премией…