Новости из США. Главное к концу недели. Суббота, 11 октября 2025 - Igor Aizenberg

Новости из США. Главное к концу недели. Суббота, 11 октября 2025 - Igor Aizenberg

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!


Сегодня в выпуске:

• Президент начал новый раунд торговой войны с Китаем, в результате в США обрушился в пятницу фондовый рынок – владельцы акций потеряли $2 триллиона.

• Продолжается шатдаун: никакого просвета не видно.

• Война с «внутренними врагами» и тревожные исторические аналогии

• Молчание президента, Госдепартамента и госсекретаря

* В пятницу в 10:57 утра по времени Восточного побережья США 47-й президент опубликовал в своей социальной сети твит, в котором обвинил Китай в том, что тот «берет в заложники весь мир», вводя новые меры экспортного контроля для своих редкоземельных металлов, и пригрозил ввести новые таможенные тарифы на импорт из Китая.

Еще через шесть часов и семь минут 47-й президент опубликовал новый твит, в котором объявил, что с 1 ноября США вводят 100%-й таможенный тариф на весь без исключения импорт из Китая поверх уже действующих тарифов (большинство китайских товаров уже облагаются при ввозе в США таможенной пошлиной от 30% до 40%).

Уже первого твита 47-го президента оказалось достаточно, чтобы в США рухнул фондовый рынок. В течение нескольких часов владельцы акций крупнейших американских компаний потеряли около $2 триллионов.

Индекс Dow Jones (взвешенный показатель стоимости акций 30-ти крупнейших американских компаний) упал на 1.9%.

Индекс S&P 500 (взвешенный показатель стоимости акций 500-ста самых крупных американских компаний упал на 2.71%.

Индекс Nasdaq (взвешенный показатель стоимости акций крупнейших высокотехнологичных американских компаний) упал на 3.56%.

Пенсионные накопления американцев, которые пенсионные фонды хранят в акциях, соответственно, также в течение нескольких часов упали на сопоставимые с падением стоимости акций величины.

Падение любого из трех основных биржевых индексов даже на 1% считается обвалом. Но то, что произошло в пятницу – это даже не обвал, это катастрофическое обрушение.

В четверг Китай объявил, что иностранные компании должны получать лицензии на покупку практически любых материалов, содержащих его редкоземельные металлы, и что компаниям, использующим эти металлы в военных целях, будет отказано в экспорте. Китай будет рассматривать каждый случай использования этих металлов компаниями в индивидуальном порядке. Китай контролирует 70% мирового рынка редкоземельных металлов.

Почему обрушился американский фондовый рынок? Американская экономика зависит от импорта из Китая. Можно снова говорить о том, какой безумной ошибкой и США, и всего цивилизованного мира в целом было создание современной китайской экономики, перенос производства всего, что только возможно в Китай. Но ситуация сегодня такая, какая есть. Публикацией твита невозможно вернуть производство в США или перенести из Китая в другие страны. Таможенная пошлина в 100% означает, что весь импорт из Китая подорожает для американских потребителей с 1 ноября в два раза. Дональд Трамп может сколько угодно рассказывать, что его таможенные тарифы платят «другие страны», однако платят их на самом деле американские компании, покупающие импортные товары, и конечные американские потребители этих товаров. Таможенными тарифами он наказывает не Китай, а американских потребителей. Те, кто будут покупать китайские потребительские товары, почувствуют это на своих кошельках. Многие, вполне вероятно, вынуждены будут отказаться от покупок. А это означает огромные убытки для торговых сетей, продающих товары широкого потребления. Но точно также вынуждены будут отказываться от покупки китайских комплектующих компании, занимающиеся производством в США. Потому что подорожание в два раза комплектующих означает вынужденное повышение цен на собственную продукцию, трудности с ее сбытом из-за дороговизны, сокращение производства и убытки. Не говоря уже о том, что повышение цен – это инфляция. Она и без того растет, и теперь будет расти еще больше.

Начался новый виток торговой войны, объявленной 47-м президентом 2 апреля почти всему миру.

Начался новый виток конфронтации с Китаем. 47-й президент объявил все в том же твите в пятницу утром, что теперь у него нет причин для проведения планировавшейся в ноябре встречи с Си Цзиньпином на саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC) в Южной Корее.

Произошел обвал и мирового рынка криптовалюты. И даже «Монета Трамп» потеряла 20% своей стоимости, как сообщает канал экономических новостей CNBC.

* В США уже десять дней продолжается шатдаун – частичная остановка работы федерального правительства из-за отсутствия бюджета. Никакого выхода из этой ситуации на горизонте не видно. В субботу в интервью каналу MSNBC лидер демократического меньшинства в Палате Представителей Хаким Джеффрис сказал, что республиканцы по-прежнему категорически отказываются вести с демократами переговоры о бюджете и о восстановлении финансирования государственных субсидий для медицинского страхования. Ультимативным требованием республиканцев остается голосование демократов в Сенате за проект временного бюджета до 21 ноября, спущенный из Белого Дома. Для принятия бюджета в Сенате нужно 60 голосов. Поскольку один республиканский сенатор (Пол из Кентукки) голосует против всех бюджетных законопроектов, у республиканцев есть только 52 голоса. И за временный бюджет, спущенный из Белого Дома, готовы голосовать только три демократа.

Шатдауны в США случаются время от времени. Обычно это происходит либо из-за самонадеянности исполнительной власти, которая не договаривается с оппозицией о приемлемом хотя бы для ее части бюджете (иначе не получить 60 голосов в Сенате), или из-за неумения или нежелания исполнительной власти договариваться с оппозицией. Либо одна из сторон сознательно идет на шатдаун, считая его политически выгодным для себя, чтобы выставить другую сторону в плохом свете перед избирателями. В данном случае причина в том, что ни Белый Дом, ни республиканцы в Конгрессе вообще не вели никаких переговоров о бюджете с демократами, словно демократов вообще не существует. Но без их голосов в Сенате вообще нельзя принять бюджет. А проект бюджета, в котором не восстанавливается в полном объеме финансирование субсидируемых государством медицинских страховок для людей с низкими доходами, которыми пользуется почти половина населения, неприемлем для демократов.

Вместо того, чтобы вести переговоры с демократами о выходе из бюджетного кризиса, Белый Дом решил воспользоваться ситуацией, чтобы окончательно присвоить себе полномочия вопреки закону распоряжаться бюджетными средствами по своему усмотрению, а не так, как решил Конгресс (выделение бюджетных ассигнований на конкретные программы и расходы – исключительная прерогатива Конгресса согласно Конституции). На телешоу, устраиваемых в Белом Доме, каждый день звучат объявления о произвольном прекращении финансирования тех или иных, в основном инфраструктурных проектов в «синих», демократических штатах (деньги на эти проекты были выделены Конгрессом отдельными законами, не относящимися к общему федеральному бюджету). В пятницу началась очередная серия массовых увольнений федеральных служащих. Письма об увольнении получили 4100 федеральных служащих, из них от 1100 до 1200 работники министерства здравоохранения, в основном, как сообщают СМИ, работники CDC – Центра по контролю за опасными заболеваниями, который очень раздражает 47-го президента еще с тех пор, когда он был 45-м, и которому объявил «войну» министр здравоохранения Роберт Кеннеди-младший. Поздно вечером в пятницу Трамп заявил, что планирует уволить «большое количество» федеральных служащих в ответ на шатдаун, пообещав обратить первоочередное внимание на тех, кого он считает связанными с демократической партией.

Спикер Палаты Представителей Майкл Джонсон продлил отпуск депутатов своей палаты на всю следующую неделю (Палата не работает уже почти месяц) и заявил, что пленарные заседания Палаты Представителей не возобновятся, пока демократы в Сенате не проголосуют за неприемлемый для них бюджет.

* В субботу федеральный апелляционный суд 7-го судебного округа частично отклонил срочную апелляцию министерства юстиции, поданную от имени 47-го президента на решение окружного суда о том, что президент не может переводить в распоряжение министерства обороны Национальную гвардию штата Иллинойс (то есть, федерализировать ее) и не может вводить Национальную гвардию в Чикаго, поскольку для этого нет причин. Апелляционный суд оставил в силе вторую часть решения окружного суда о том, что президент не может посылать Национальную гвардию в Чикаго, но посчитал, что президент имеет право на федерализацию Национальной гвардии. Эти решения судов обеспечительные, на период рассмотрения иска штата Иллинойс и города Чикаго к президенту о незаконности его распоряжения о посылке войск в Чикаго.

* На уходящей неделе произошли тревожные события, отражающие стремление 47-го президента установить в стране авторитарный режим. Раскручивается использование системы юстиции для преследования тех, кого 47-й президент считает своими личными врагами. Вслед за предъявлением надуманных обвинений в ложном заявлении под присягой в Конгрессе и препятствовании работы Конгресса бывшему директору ФБР Джеймсу Коми, той же и.о. федерального прокурора Восточного округа Вирджинии Линдси Халлиган предъявлены столь же надуманные обвинения в банковском мошенничестве и подаче заведомо ложной информации при получении ипотечного кредита генеральному прокурору штата Нью-Йорк Летичии Джеймс. СМИ сообщают со ссылкой на свои источники, что вскоре могут быть предъявлены обвинения в ненадлежащем обращении с секретными документами бывшему советнику Трампа по национальной безопасности (в 2018-2019 годах) Джону Болтону.

Обвинения, предъявленные Коми и Джеймс развалятся в суде, поскольку они не обоснованы и не доказаны, как считает, например Эндрю Вайсман - бывший главный юрист ФБР и бывший второй человек в команде спецпрокурора Роберта Мюллера. Но факт остается фактом. Впервые в новейшей американской истории президент абсолютно открыто дает указания федеральной прокуратуре преследовать тех, кого он считает своими личными «врагами». Назначает для этого и.о. федерального прокурора свою бывшую адвокатессу по уголовным делам, которая имеет нулевой опыт работы в прокуратуре. А перед назначением прокурором работала специальной помощницей президента, в ведении которой было определить в чем экспозиции национальных Смитсоновских исторических музеев не соответствует идеологии и политике нынешней администрации.

На уходящей неделе в Белом Доме прошло совещание, естественно, транслировавшееся по ТВ, с участием генерального прокурора Бонди и министра внутренней безопасности Ноем, сидевшими по правую и левую руку от Трампа и посвященное борьбе с объявленной недавно 47-м президентом внутренней террористической организации «Антифа». Генпрокурор и министр безопасности наперебой рассказывали, что «Антифа» - это как ХАМАС, Хезболла и ИГИЛ, что эта организация ставит своей целью уничтожение Америки, что вот недавно был арестован один из ее руководителей (имя не названо) и видна страшная картина злодеяний, которые готовила эта организация, но которые будут остановлены благодаря тому, что президент объявил ее внутренней террористической организацией.

Если полистать Интернет, то легко понять, что такой организации попросту не существует. Существует лево-анархическая идеология, которая ассоциируется с названием «Антифа». Существуют различные группы, ассоциирующие себя с этой идеологией, которые могут все вместе считаться движением, не имеющим, однако, никакой организационной структуры, никакого руководящего центра, никаких координаторов.

В английской Википедии со ссылками на работы исследователей-политологов говорится, что «Антифа – это левое антифашистское и антирасистское политическое движение. Иногда его описывают как крайне децентрализованную систему автономных групп в США. Политический активизм «Антифа» включает в себя ненасильственные методы прямого действия, такие как кампании с плакатами и листовками, взаимопомощь, выступления, марши протеста и организация сообществ. Некоторые, кто идентифицирует себя как «Антифа», также используют тактику, включающую цифровой активизм, доксинг, преследование, насилие и повреждение имущества. Сторонники движения стремятся бороться с крайне правыми экстремистами, включая неонацистов и сторонников превосходства белой расы».

Объявление не имеющего никакой организационной структуры идеологического движения «внутренней террористической организацией» не может не вызывать исторических ассоциаций с объявлявшимися злейшими врагами государства в сталинском ссср никогда не существовавших «промпартии», «объединенного троцкистко-зиновьевского центра», «право-троцкистского блока», «троцкистко-бухаринской банды». Схема простая – объявить о существовании некоей страшной враждебной террористической организации, сочинить легенду о ее страшных «преступлениях», а затем обвинять в принадлежности к этой организации и в этих «преступлениях» кого угодно, кто не угоден власти или конкретно авторитарному лидеру, диктатору.

И когда генпрокурор Бонди в ответ на непонравившийся ей вопрос на слушаниях в юридическом комитете Сената демократического сенатора Хироно, говорит в ответ: вас видели среди демонстрантов «Антифа», значит ли это, что вы входите в «Антифа», то исторические параллели становятся еще более отчетливыми.

* О телефонном разговоре Трампа и Зеленского в субботу никаких официальных сообщений, как и о других телефонных разговорах и встречах Трампа, Белый Дом не публиковал. Сам 47-й президент твитов о разговоре по состоянию на вечер субботы не писал. Как и раньше, никаких официальных заявлений Госдепартамента или госсекретаря Рубио об очередных варварских российских атаках на украинские города и украинскую энергетическую инфраструктуру не было.

До конца истории под названием «Страх: Трамп в Белом Доме» (с) (название книги Боба Вудворда, изданной в 2018 году) осталось 1197 дней.

Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

В конечном итоге то, что происходит в мире, зависит от нас. От того, боремся ли мы со злом, делаем ли Добро, остаемся ли просто наблюдателями, ждем ли пассивно и верим, что кто-то где-то что-то решит за нас, или боремся со злом и делаем все возможное, чтобы победило Добро.

Мы не должны допустить того, чтобы зло победило. Победа зла будет означать конец мира, в котором мы живем. Допустить этого мы не можем. Особенно сейчас.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.