Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Сегодня в выпуске:
• Трамп начинает путь «хромой утки»
• Томас Фридман: «Премия Невилла Чемберлена для Трампа» - статья в Нью-Йорк Таймс.
* Уходящая неделя останется в американской политической истории. Потому что именно на этой неделе стало очевидно, что 47-й президент США Дональд Трамп начал путь к состоянию хромой утки. Так на американском политическом жаргоне называют президентов, досиживающих свой срок в Белом Доме, но имеющих все меньше возможностей и все меньшее влияние. Просто потому, что продолжающаяся политическая жизнь все больше сосредоточивается на том, что будет дальше, а не при данном президенте. Так бывает со всеми президентами второго срока, поскольку больше, чем на два срока запрещает избираться Конституция США, а это означает, что президенты второго срока в какой-то момент начинают терять силу и влияние. У них остается много власти и много возможностей в рамках их полномочий, но они встречают равнодушие Конгресса к их инициативам, все меньшее внимание к себе от законодателей от их собственной партии. Это происходит потому, что действующие политики начинают смотреть в будущее, кто-то – примеряя на себя президентское кресло в Овальном кабинете, кто-то – ориентируясь на новых возможных кандидатов в президенты.
Обычно это начинает происходить после промежуточных выборов в Конгресс во время второго президентского срока. Поскольку вскоре после таких выборов начинается президентская предвыборная кампания, и поэтому действующий президент все больше перестает быть в центре внимания, переключающегося на новых кандидатов в лидеры обеих партий и страны.
Почему именно на этой неделе стало ясно, что Дональд Трамп становится хромой уткой? Есть четыре события, произошедшие на уходящей неделе, указывающих на это.
Первое – голосование в Конгрессе по законопроекту об обнародовании «файлов Эпштейна». Трамп боролся против обнародования этих документов со дня своей инаугурации. Он боролся против принятия этого законопроекта, внесенного в Палату Представителей в июле. Ему помогал послушный спикер Джонсон, не ставя законопроект на голосование и даже отправив Палату в 50-дневный отпуск в самый разгар осенней сессии, когда обычно Конгресс ведет интенсивную работу. Но среди республиканских членов Палаты Представителей нашлись 4 человека, поставивших вместе со всеми демократами подписи под петицией, требующей обязательного рассмотрения законопроекта. Когда этих подписей стало 218 (минимально необходимое число – половина конституционной численности Палаты плюс один), произошел взрыв, поставивший республиканских членов Конгресса по другую сторону баррикад от президента. Ни спикер Джонсон, ни лидер республиканцев в Сенате Тун ничем помочь Трампу больше не могли. Потому что вынуждены думать о том, что им и их однопартийцам предстоят перевыборы, им придется смотреть в лицо избирателям. И лидер Тун в прошлые выходные, играя с 47-м президентом в гольф, предупредил его, что голосование в Сенате будет единогласным, что никаких механизмов для того, чтобы было иначе, просто нет. И видящий себя всесильным и всемогущим президент сдался. Конгресс единогласно (за исключением одного республиканца, голосовавшего «против» в Палате Представителей) принял закон об обнародовании «файлов Эпштейна». Трамп вынужден был его подписать. Президент вопреки своим желаниям вынужден был подчиниться членам Конгресса от своей партии. Это говорит о том, что он больше не может ими управлять. Это, конечно, совершенно не значит, что они будут теперь по всем вопросам находиться в оппозиции к Трампу. Но это показывает, что власть президента над его собственной партией, казавшаяся еще совсем недавно безграничной, дала очень большую трещину, которую уже ничем не заделать.
Второе событие – заявление в пятницу конгрессвумен Марджори Тэйлор Грин об уходе в отставку из Конгресса 6 января. Грин пришла в политику на волне MAGA-трампизма в 2020 году, трижды избиралась в Палату Представителей в своем округе в Джорджии, была самой ярой и громкой сторонницей Трампа в Конгрессе, самой ярой пропагандисткой ультраправой идеологии среди всех членов Конгресса. Заканчивает она тем, что Дональд Трамп обозвал ее «Марджори Изменница Коричневая» (по-английски «traitor» - изменница рифмуется с Тэйлор, а коричневой Трамп, как он сам объяснил, он назвал Грин, поскольку «green» – зеленый, а трава, когда гниет, становится коричневой). В своем видеообращении об уходе из Конгресса конгрессвумен Грин сказала, что она абсолютно разочарована в политике и в своей партии, поскольку была уверена, что MAGA – это о том, чтобы американцы жили лучше, чтобы решались их проблемы. Но проблемы не решаются, а усугубляется, а спикер Палаты Представителей отправляет ее в 50-дневный отпуск, когда у страны нет бюджета, и когда нужно срочно решать кризисную проблему медицинского страхования для миллионов людей. Десятиминутное видео Грин – это о том, что политика – это все же не о культе одного человека, а о жизни страны и людей. И если этот «один человек» много обещал, но не хочет решать проблемы, волнующие людей, то она не хочет участвовать в такой политике.
Демарш Грин – свидетельство того, что 47-й президент теряет единство своего ультраправого ядра. Ядро его обожателей среди рядовых избирателей модет продолжать его обожать, но ядро крайне правых активных политиков, для которого он был неоспоримым лидером, стало раскалываться. Уход Грин из Конгресса и ее разрыв с президентом может казаться маленьким эпизодом. Однако, впереди выборы в Конгресс, и как будут республиканские законодатели совмещать верность Трампу с ухудшающимися экономическими условиями для своих избирателей, - хороший вопрос, на который ответ придется давать в пользу избирателей.
Третье событие – это теплая встреча в пятницу в Белом Доме 47-го президента с новоизбранным мэром Нью-Йорка Зораном Мамдани. До этой встречи первый называл второго «коммунистом», а второй первого – «фашистом». Мамдани также обещал своим избирателям бороться с Трампом и считался ими чуть ли не символом этой борьбы.
Встреча едва ли не с объятиями скорее всего вызвала когнитивный диссонанс у ультраправых, которые называли Мамдани не иначе как «джихадистом», и у левых, видевших в Мамдани символ, а тут символ оказался первым демократом, с которым Дональд Трамп нашел общий язык. И выразил уверенность, что Мамдани сделает много хорошего для Нью-Йорка. И Трамп не будет посылать в Нью-Йорк Национальную гвардию, если мэр об этом не попросит. А Мамдани выразил уверенность, что будет успешно работать над решением проблем Нью-Йорка вместе с президентом.
Если левые избиратели демократической партии разлюбят Мамдани, ничего не изменится. Он уже избран мэром, в январе начнет работать, и дальше все будет в его руках. Уже приходилось говорить, что быть мэром – это не на митингах выступать, а заботиться о развитии города и городском хозяйстве. А когда город один из самых больших мегаполисов мира, то в нем неизбежно много проблем. Хорошо, если они будут решаться.
Но крайне правые избиратели Трампа теперь точно испытывают когнитивный диссонанс. А такое состояние ведет к растерянности и поискам ответов о том, что случилось с их идолом. Может быть, он уже не идол?
А четвертое событие – это мертворожденный «план Трампа» из 28-ми пунктов о капитуляции Украины. План, отвергнутый всеми основными союзниками США. План, отвергнутый в самих США – целой группой республиканских членов Конгресса, отставных военных, отставных дипломатов, освещающих события журналистов и комментаторов. Не говоря уже о политиках-демократах. Когда президент США делает что-то, что ставит его в очень слабую позицию на мировой арене, что подвергается всеобщему осуждению внутри страны, это толкает президента в ту зону, где он становится той самой хромой уткой.
* В газете Нью-Йорк Таймс в субботу вечером появилась статься трижды лауреата Пулитцеровской премии Томаса Фридмана, посвященная этому самому «плану». Вот ее перевод (Только пожалуйста, предваряя перевод, не вступайте в споры о том, являются ли русские славянами и не фокусируйтесь на восприятии американцами Зеленского. Вы можете к Зеленскому относиться так как вы хотите, и это абсолютно правильно. Либерально-центристки, и право-центристски настроенные американцы воспринимают его так, как воспринимают. Статья вообще не об этом). Итак, перевод:
«Томас Фридман. Нью-Йорк Таймс, 22 ноября 2025.
Премия Невилла Чемберлена для Трампа.
Наконец-то, наконец-то, президент Трамп, возможно, получит премию мира, которая обеспечит ему место в истории. К сожалению, это не та Нобелевская премия мира, которую он так жаждет. Это «Премия мира имени Невилла Чемберлена», присужденная историей лидеру страны, которая самым вопиющим образом предала своих союзников и свои ценности в угоду агрессивному диктатору.
Эта премия по праву заслуживает того, чтобы ее разделили многочисленные «госсекретари» Трампа — Стив Виткофф, Марко Рубио и Дэн Дрисколл, — которые вместе вели переговоры о капитуляции Украины, чтобы удовлетворить требования Владимира путина, не посоветовавшись заранее ни с Украиной, ни с нашими европейскими союзниками, а затем заявили Украине, что она должна принять этот план к Дню благодарения.
Это уже в ближайший четверг.
Если к тому времени Украина действительно будет вынуждена согласиться на конкретные условия этой «сделки», День благодарения перестанет быть американским праздником. Он станет российским. Этот день станет днем «благодарения» за то, что победа в жестокой и подлой войне путина против народа Украины, которая обернулась полным провалом — в моральном, военном, дипломатическом и экономическом отношении, — была одержана Россией не благодаря превосходству ее вооружения или обоснованности ее притязаний, а благодаря американской администрации.
Как по-русски будет «День благодарения»?
Всем господам, которые доставили эту индейку в Москву, могу дать только один совет: не питайте иллюзий. Ни Fox News, ни пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт не будут писать историю этой сделки. Если вы навяжете ее Украине в нынешнем виде, каждое из ваших имен будет покрыто позором рядом с именем Чемберлена, которого сегодня помнят только в связи с одному поводу.
Он был британским премьер-министром, выступавшим за политику умиротворения, целью которой было избежать войны с Германией Адольфа гитлера, уступив его требованиям. Это было конкретизировано Мюнхенским соглашением 1938 года, по которому Чемберлен, вместе с другими европейскими странами, позволил Германии аннексировать части Чехословакии. Чемберлен хвастался, что это обеспечит «мир для нашего времени». Год спустя Польша была оккупирована, что привело к началу Второй мировой войны, к отставке Чемберлена и к его вечному позору.
Этот план Трампа, если он будет реализован, станет его современным аналогом. Поощряя ничем не спровоцированное вторжение путина в Украину, основанное на его одержимости сделать ее частью «матушки-России», США поставят весь Европейский Союз под его знамя. Послание Трампа нашим союзникам будет четким: не провоцируйте путина, потому что, пока я главнокомандующий, Соединенные Штаты не будут платить никакой цены и не будут нести никакого бремени, защищая вашу свободу.
Именно поэтому, если этот план будет навязан Украине в его нынешнем виде, нам придется добавить в дипломатический лексикон новый глагол: «Trumped» — быть проданным американским президентом по причинам, которые никто из его граждан не понимает (но причины, безусловно, есть). И история никогда не забудет тех, кто это сделал — Дональда Трампа, Стива Виткоффа, Марко Рубио, Дэна Дрисколла — ибо их позор будет вечным.
Как писала в своей редакционная статье Уолл Стрит Джорнал в пятницу: «Мистер Трамп, возможно, решит, что сможет наконец-то умыть руки в отношении Украины, если Европа и Украина отвергнут его предложение. Ему явно надоело иметь дело с войной. Но попытка умиротворить мистера путина будет преследовать его до конца его президентства. Если мистер Трамп думает, что американские избиратели ненавидят войну, подождите, пока он не узнает, насколько они ненавидят бесчестье. … Плохая сделка по Украине покажет врагам США, что они могут добиться желаемого силой, ядерным шантажом или тем, чтобы настойчиво добиваться своего, пока Америка не потеряет к этому интерес».
Заметьте, я вовсе не против решения путем переговоров. Более того, с самого начала этой войны я указывал, что она закончится только «грязной сделкой». Но это не может быть омерзительная сделка, а план Трампа – это то, что история назовет именно омерзительной сделкой.
Прежде чем вы доберетесь до ключевых деталей, подумайте, насколько абсурдно для Трампа заключать сделку с путиным и даже не включать Украину и наших европейских союзников в переговоры, пока они фактически не были завершены. Затем Трамп заявил, что соглашение должно быть принято к четвергу, как будто президент Украины Владимир Зеленский, у которого есть парламент, в котором ему нужно было бы заручиться поддержкой, мог бы сделать это к тому времени, даже если бы захотел.
Как заметил мой коллега из Нью-Йорк Таймс Дэвид Сэнгер, анализируя содержание плана: «Многие из 28 пунктов предложенного Белым домом российско-украинского мирного плана читаются так, будто их написали в кремле. Они отражают практически все максималистские требования мистера путина».
Украина должна будет официально передать России всю территорию, которую та объявила своей в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины. Соединенные Штаты признают эту территорию российской. Никакие силы НАТО не будут базироваться на территории Украины, чтобы гарантировать невозможность повторного вторжения России. Численность украинских вооруженных сил будет ограничена 600 000 военнослужащих, что на 25% меньше нынешнего уровня, и им будет запрещено обладать оружием дальнего радиуса действия, способным достичь России. Киев получит от США расплывчатые гарантии безопасности против повторного российского вторжения (но кто в Украине или в Москве поверит им, если их предоставит Трамп?).
Согласно плану Трампа, 100 миллиардов долларов из замороженных российских активов будут направлены на возглавляемые США усилия по восстановлению и инвестированию в Украину, а США затем будут получать 50% прибыли от этих инвестиций. (Да, мы требуем согласно этому плану половину прибыли, генерируемой фондом для восстановления разрушенной страны!)
Трамп, столкнувшись с негативной реакцией союзников, Конгресса и Украины, заявил в субботу, что это не его «окончательное предложение», но добавил, что если Зеленский откажется принять условия, «тогда он может продолжать бороться до последнего». Как всегда бывает, Трамп хочет быть над схваткой и, как всегда, готов наброситься на Зеленского, борющегося за свободу своей страны, и никогда на путина, пытающегося отнять свободу у Украины.
Как выглядела бы приемлемая «грязная сделка»?
Она заморозила бы военные действия на линии фронта, но формально не передала бы России захваченные украинские территории. Она бы настаивала на размещении европейских сил безопасности, поддерживаемых американской логистикой, вдоль линии прекращения огня в качестве символической сдержки против любого повторного российского вторжения. Она потребовала бы от России выплаты значительной суммы, чтобы компенсировать весь ущерб, причиненный ею Украине, и сохранения изоляции Москвы под санкциями до тех пор, пока она этот ущерб не компенсирует, а также включала бы обязательство Европейского Союза принять Украину в качестве члена, как только она будет готова, без вмешательства России.
Этот последний пункт жизненно важен. Это нужно сделать для того, чтобы русским пришлось вечно смотреть на своих украинских славянских братьев и сестер в процветающем Европейском Союзе, пока они застряли в путинской клептократии. Этот контраст — лучшее наказание путина за эту войну и то, что доставит ему больше всего проблем после ее окончания.
Да, это была бы грязная сделка, за которую история воздала бы должное Трампу (если бы он ее заключил) — извлечь максимум из неидеальной ситуации, используя рычаги влияния США на обе стороны, как он это сделал в Газе.
Но использование рычагов влияния США против Украины — это омерзительная сделка — сдавать свои неидеальные карты российскому лидеру, который играет в ужасную игру.
В покере есть термин для таких случаев: лох».
Конец статьи.
До конца истории под названием «Страх: Трамп в Белом Доме» (с) (название книги Боба Вудворда, изданной в 2018 году) осталось 1155 дней.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
В конечном итоге то, что происходит в мире, зависит от нас. От того, боремся ли мы со злом, делаем ли Добро, остаемся ли просто наблюдателями, ждем ли пассивно и верим, что кто-то где-то что-то решит за нас, или боремся со злом и делаем все возможное, чтобы победило Добро.
Мы не должны допустить того, чтобы зло победило. Победа зла будет означать конец мира, в котором мы живем. Допустить этого мы не можем. Особенно сейчас.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.



















