Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Сегодня в выпуске:
• «Мирный процесс» в голове одного человека и что такое мирный процесс без кавычек
• Последние новости:
- Нью-Йорк Таймс: отказ Моди выдвигать Трампа на Нобелевскую премию - реальная причина его ссоры Трампом;
- Апелляционный суд признал большую часть таможенных тарифов Трампа незаконными;
- Трамп отказывается исполнять принятый Конгрессом бюджет в части помощи иностранным государствам;
- Трамп лишил Камалу Харрис государственной охраны.
* Не появляющийся на публике уже в течение четырех дней 47-й президент в субботу работал, судя по всему, не покладая рук, чему свидетельство его 28 твитов, которые он запостил в течение дня. Последний из этих на момент написания этого текста твитов, в 20:50 по времени Восточного побережья, очевидно, самый «глубокомысленный» по мнению автора, состоит из его собственной фотографии крупным планом в огромного размера красной бейсболке на голове (огромного, чтобы на ней поместилась надпись «ТРАМП БЫЛ ВСЕГДА ПРАВ ВО ВСЕМ!»).
Однако, ни один из многочисленных твитов последних дней «один из величайших президентов в истории» (так его называли во вторник его министры на заседании кабинета министров) не посвятил российско-украинской войне. Он «не заметил» варварские российские атаки на Киев и другие украинские города, «не заметил» очередных массовых убийств, совершенных его кремлевским кумиром, «не заметил» гибели украинских детей.
Ну да, он же сказал сколько-то дней назад, что ему нужно еще «две недели», чтобы выяснить, кто хочет мира, а кто не хочет мира. Находится в процессе выяснения…
Меня сегодня спросили на одном их украинских телеканалов, что я думаю по поводу статьи в Axios, в которой со ссылкой на источник в Белом Доме говорится, что Трамп «может выйти из мирного процесса» и что будет, если он из этого процесса выйдет.
Думается, что когда любой из нас анализирует эту ситуацию в такой системе координат, это в принципе неправильно. И вот почему. «Мирный процесс» существует в голове максимум двух человек. Один из этих людей – Дональд Трамп. В его голове он существует точно. Поскольку именно он является его изобретателем. Второй человек – Стив Виткофф, в голове которого он существует с достаточно большой вероятностью. Трудно себе представить, что «мирный процесс» существует в голове госсекретаря Рубио, образованного человека, опытного политика и знающего вполне достоверно, что такое Россия и путин. Столь же трудно себе представить, что такой процесс в интерпретации Трампа может существовать в головах американских аналитиков разведки и аналитиков Госдепартамента и Совета Национальной Безопасности, все еще там работающих (напомню, что аппарат СНБ был сокращен несколько месяцев назад в два раза, а из Госдепартамента было недавно уволено 1300 сотрудников). Вообще невозможно себе представить, что «мирный процесс» в интерпретации Трампа существует в головах украинских и европейских руководителей и дипломатов.
Что такое мирный процесс в нормальном понимании? Это когда есть враждующие, воюющие стороны, которые решают, что нужно закончить воевать и следует договориться о справедливом мире. Ну, например, в ноябре 1977 года, после почти 40 лет войн президент Египта Анвар Садат приехал в Израиль и предложил заключить мир. Премьер-министр Израиля Менахем Бегин с готовностью принял это предложение. После почти года последующих переговоров в сентябре 1978 года Израиль и Египет подписали мирный договор, Израиль ушел с Синайского полуострова, Египет восстановил свою территориальную целостность. С тех пор, как бы ни обострялась ближневосточная ситуация, Израиль и Египет не только не воюют друг с другом, но поддерживают нормальные дипломатические отношения. Садат и Бегин были удостоены в 1978 году Нобелевской премии мира, о которой так мечтает Трамп.
Мирный процесс, именно нормальный мирный процесс, без кавычек, может происходить только тогда, когда есть взаимное желание сторон достичь мира. Причем, именно справедливого мира (как в случае мира между Израилем и Египтом).
«Мирный процесс» (именно в кавычках) между Украиной и Россией в понимании 47-го президента США – это окончание войны любым путем, причем он видит скорейший путь окончания войны в капитуляции Украины в результате выполнения Украиной российских условий и требований. Но это не мирный процесс от слова вообще. Капитуляция не может быть мирным процессом. Мнимое умиротворение агрессора не может быть мирным процессом. Потому что не может привести ни к чему, кроме еще большей войны через короткое время.
Реальность состоит в том, что кремлевский серийный убийца не заинтересован и никогда не будет заинтересован ни в каком мирном процессе. Его целью является уничтожение Украины и восстановление российской империи. Он никогда от этой цели не откажется. И поэтому никогда не будет вести никакие переговоры ни о каком прекращении войны.
Война, однако, может прекратиться, если у России не будет ресурсов для ее продолжения. И есть только два тесно взаимосвязанных способа достичь этого – увеличивать военную помощь Украине и помогать ей наращивать собственное производство оружия и боеприпасов, в том числе баллистических ракет, и вводить очень жесткие санкции против российской экономики, а также против всех, кто помогает России обходить санкции.
Только, если Россия лишится ресурсов в результате одновременного разрушения своей нефтеперерабатывающей промышленности, портовой инфраструктуры для экспорта нефти, нанесения значительного ущерба ее военной промышленности, закрытия лазеек для закупок любых западных комплектующих для чего бы то ни было, разрушительного для ее экономики уменьшения выручки от продажи нефти и нефтепродуктов – только в этом случае Россия может остановиться. Никаких других рычагов для того, чтобы война прекратилась, не существует.
Представить себе, что 47-й президент когда-либо поймет это, очень трудно.
И поэтому и Украине, и европейским лидерам, придется продолжать «играть» в его «мирный процесс» и повторять вслух, что они полностью поддерживают его «мирные усилия» и его желание прекратить войну, и благодарны ему за эти «усилия». Придется продолжать, чтобы 47-й президент не мог открыто встать на сторону своего кремлевского кумира, «дьявола» своей мечты, чтобы не мог отменить санкции против России, чтобы не отказывался продавать европейским странам оружие для Украины.
Приглашение Виткоффа в Киев – это хороший дипломатический ход. Можно его пригласить еще в Берлин, Лондон, Брюссель, Гаагу, Хельсинки, Копенгаген, Осло, Варшаву. Пусть он поездит и послушает. А в Украине и пусть еще посмотрит и увидит то, чего не хочет видеть.
А что касается «мирного процесса», то да, идеальным был бы выход Трампа из этого процесса, если бы он при этом понял, что нужно поддерживать Украину и вводить санкции против России, что никакого другого способа прекратить войну не существует. Как уже было сказано, рассчитывать, что это когда-либо дойдет до него, крайне трудно.
И поэтому Украине и лидерам Европы придется и дальше участвовать в «мирном процессе», в этом до невыносимой боли печальном представлении для одного зрителя, чтобы этот зритель, закрывающий глаза на массовые убийства, на гибель украинских детей, не мог перейти открыто на сторону вселенского зла…
Тем временем, пока 47-й президент дистанцирует себя от НАТО и Европы, играет роль посредника между вселенским злом и цивилизацией, в Пекине собирается вся современная «ось зла» и лидеры глобального юга. Как когда-то заметил Владимир Высоцкий, «чтоб творить им совместное зло потом, поделиться приехали опытом».
* О самых значимых американских новостях последних дней.
- Газета Нью-Йорк Таймс в субботу опубликовала статью большую своих корреспондентов в Индии Миджуба Машала и Ануприты Даас в соавторстве с Тайлер Пейджер под названием «Нобелевская премия и напряженный телефонный разговор: как развалились отношения Трампа и Моди».
В статье рассказывается, что после того как Трамп чуть ли не ежедневно стал повторять, что это он «остановил войну между Индией и Пакистаном», 17 июня состоялся телефонный разговор между ним и премьер-министром Индии Моди. Трамп сказал Моди, что это он остановил войну, что Пакистан выдвинул его за это на Нобелевскую премию мира, что Моди следовало бы сделать то же самое и публично сказать, что это Трамп остановил войну. На что Моди ответил, что Трамп не имел никакого отношения к соглашению о прекращении огня между Индией и Пакистаном, которого обе страны достигли без чьего-либо посредничества, что выдвигать Трампа на Нобелевскую премию он не будет, что конфликт между Индией и Пакистаном длится 75 лет и является гораздо более глубоким, чем Трамп себе представляет.
После этого Трамп очень рассердился на Моди, обложил импорт из Индии сначала 25%-м тарифом, а затем 50%-м тарифом. Моди тоже рассердился на Трампа и уже четырежды отказывался от запросов из Белого Дома о новом телефонном разговоре с президентом США. Несколько американских президентов, в том числе и Трамп во время своего первого срока, приложили усилия к тому, чтобы выстроить если не союзнические, то близкие, доверительные, партнерские отношения с Индией. Сейчас эти отношения испорчены, скорее всего надолго. А Моди впервые за семь лет отправился с визитом в Китай, где будет встречаться с Си и с путиным.
Индия продолжает покупать российскую нефть. 50%-й тариф на импорт в США индийских товаров (тарифом на самом деле не облагаются товары по самым крупным статьям импорта – электроника, лекарства и их составляющие) не оказал никакого воздействия. Потому что нужно было не ссориться с Индией, не вымогать выдвижения на Нобелевскую премию мира, а вести с Индией переговоры, чтобы она покупала американскую нефть, чтобы вовлечь ее в какую-нибудь выгодную торговую сделку по покупке ближневосточной нефти в сочетании с разными торговыми преференциями со стороны США. Ничего подобного сделано не было. Вместо этого Трамп подтолкнул Индию к сближению с Китаем и еще большим связям с Россией.
- В пятницу коллегия из 11-ти судей федерального апелляционного суда признала незаконными большую часть таможенных тарифов, произвольно установленных Трампом, отклонив апелляцию Белого Дома на решение суда по международной торговле в Нью-Йорке, принятое в мае по иску, поданному от имени нескольких небольших компаний, которые считали, что введенные Трампом таможенные пошлины незаконны и наносят ущерб их бизнесу. За решение апелляционного суда проголосовали 11 судей, против – 4.
При этом суд постановил, что его решение вступит в силу в середине октября, дав Трампу возможность апеллировать в Верховный Суд США.
Не могу разделить пессимистический взгляд о том, что «Верховный Суд у Трампа в кармане» и что он «конечно, примет решение в пользу Трампа». В Верховном Суде есть большинство из шести консервативных судей против трех либеральных судей. Большинство всегда может принять идеологическое решение по любому делу, которое касается спора по вопросу, не оговоренному в Конституции или в федеральном законе. Нет закона – значит, большинство судей может изобрести трактовку любой ситуации, не оговоренной в законе. Именно таким способом суд предоставил президенту в 2024 году иммунитет от уголовного преследования, не оговоренный ни в Конституции, ни в законах.
Однако, в данном случае есть закон, которым Трамп неправомерно пользуется для введения своих таможенных тарифов. Это Закон о чрезвычайных экономических полномочиях в области международной торговли (IEEPA), принятый в 1977 году. Закон IEEPA разрешает президенту объявить о существовании «необычной и чрезвычайной угрозы… национальной безопасности, внешней политике или экономике Соединенных Штатов», которая исходит от иностранного государства (государств). Закон уполномочивает президента после такого заявления блокировать транзакции и замораживать активы для борьбы с угрозой и обязывает президента каждые 6 месяцев отчитываться перед Конгрессом об обстоятельствах, угрозах и предпринятых действиях. В случае фактического нападения на Соединенные Штаты президент также может конфисковать имущество, связанное со страной, напавшей на США.
Трамп своим указом, ссылаясь на этот закон, объявил о чрезвычайной экономической ситуации, в связи с которой он будет вводить таможенные пошлины на импорт из стран, которые, по его мнению, «нечестно» торгуют с США, «обкрадывая» американский бизнес.
Апелляционный суд в своем решении указал, что в законе IEEPA, ни в одной его статье, «не используется термин тариф или такие его синонимы как налог, или пошлина», что данный закон не дает президенту полномочий произвольно вводить таможенные тарифы. Суд постановил, что для введения таможенных тарифов президент должен был обратиться к Конгрессу (что естественно, поскольку согласно Разделу І Конституции, таможенные тарифы, как и любые налоги – это исключительная прерогатива Конгресса).
Поэтому утверждать, что Верховный Суд обязательно примет решение в пользу Трампа, я бы сейчас не стал. Я не знаю, какое он примет решение. Но есть закон, который явно не дает президенту полномочия на то, чтобы произвольно устанавливать таможенные тарифы, но которым президент мотивирует введение этих тарифов. Председателю суда Робертсу и судье Баррет – двум консервативным судьям, считающимся «институционалистами» и «текстуалистами» (то есть сторонниками трактовки законов так, как они написаны), если они захотят помочь Трампу, будет не так просто это сделать, поскольку им придется в этом случае изобретать то, чего нет в законе, на который ссылается Трамп, вводя свои тарифы.
- В пятницу Трамп направил в Конгресс письмо, в котором сообщил, что его администрация не собирается расходовать выделенные Конгрессом $4.9 миллиарда на помощь иностранным государствам. Это полное пренебрежение Конституцией и законом, которые отводят Конгрессу исключительную роль в принятии бюджета и запрещают исполнительной власти не исполнять бюджет, принятый Конгрессом.
Можно, однако, с уверенностью утверждать, то республиканское большинство в обеих палатах Конгресса не предпримет в связи с этим никаких действий.
- В пятницу Трамп лишил Камалу Харрис охраны секретной службы США. Еще одно свидетельство мелкой мстительности. Так и слышится до сих пор, то что Харрис сказала Трампу во время их дебатов почти год назад, 10 сентября: «путин съест вас на ланч».
До конца истории под названием «Страх: Трамп в Белом Доме» (с) (название книги Боба Вудворда, изданной в 2018 году) осталось 1239 дней.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
В конечном итоге то, что происходит в мире, зависит от нас. От того, боремся ли мы со злом, делаем ли Добро, остаемся ли просто наблюдателями, ждем ли пассивно и верим, что кто-то где-то что-то решит за нас, или боремся со злом и делаем все возможное, чтобы победило Добро.
Мы не должны допустить того, чтобы зло победило. Победа зла будет означать конец мира, в котором мы живем. Допустить этого мы не можем. Особенно сейчас.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.