"О бюрократической бюрократии - 1" - Алексей Копытько

"О бюрократической бюрократии - 1" - Алексей Копытько

На выходных передавал друзьям, которые продолжают наводить красоту в Харьковской области, полезные вещи для злых дел. Заодно прочитал внеплановую проповедь творческому коллективу волонтёров. Часть знал с 2014 года. Но были люди, ставшие на скользкий путь поддержки армии минувшей зимой. Которые до сих удивляются, сталкиваясь с явлениями типа «в жизни всё не так, как на самом деле».

По просьбе опытных волонтёрствующих трудящихся зафиксирую основные тезисы проповеди. Две условные части: 1) Доколе? 2) Что делать и кто виноват?

Дисклеймер: это всё мои субъективные домыслы.

Часть первая: Доколе

Постоянно встречается вопрос, а сколько ещё нашему народу придётся скидываться на армию?

Мой субъективный ответ состоит из двух частей:

1) ещё минимум 10 лет;

2) если.

Очень грубо схематизируя, логика такая.

В основе организации обороны страны лежит комплекс документов стратегического оборонного планирования. На базе которых формируются более прикладные документы. В частности, программы развития вооружений и развития самих ЗСУ (утверждаются обычно на 5 лет). А также отдельные целевые/отраслевые программы.

В идеальном мире пресловутый ежегодный ДОЗ (а с 2022 г. – трёхлетний план закупок) должен быть увязан с этими программами. А сами программы должны ежегодно (!) отображаться в государственном бюджете. И выполняться не только в части финансирования, но и в части получения оплаченного оружия, техники, программного обеспечения и т.д.

Ибо без денег вся эта красота не работает. А если деньги тратятся на что-то хорошее, но неплановое – результат не будет системным.

Также нужны устоявшиеся процедуры закупок. Ибо улучшения процедур – это чудесно. Но в режиме постоянных трансформаций невозможно проверить механизм на устойчивость. Не происходит накопительного эффекта, не формируется запас прочности.

ЕСЛИ всё вот это будет, то по истечении установленного времени наша армия будет набирать необходимые способности (capabilities). И в конце концов мы выйдем на искомый результат.

Но реальность немного иная.

5-летние программы развития вооружений и ЗСУ отродясь не выполнялись. Например, программа на 2014-2019 гг. не выполнена от слова совсем ни в финансовом, ни в материальном (в виде оружия/техники) выражении. Хотя в тот период точечно было сделано немало полезных вещей, на которые мы сейчас опираемся, создавая новые точки опоры для тех, кто будет после нас.

На этом фоне рассказы о том, как (не)выполнялся ДОЗ, лишены смысловой нагрузки. Не надо верить на слово мне – почитайте, что писал о выполнении ДОЗ в бытность его главкомом генерал Виктор Муженко. Формально тогда ДОЗ выполнялся почти на 100%, но…

К слову, в 2021 г. ДОЗ также выполнен почти на 100%, а те же «Нептуны», вопреки расхожему мнению, профинансированы сверх плана. Как и практически уничтоженные доброхотами программы автоматизации. Но это отдельно взятые победные эпизоды, которые не спасают.

Суть проблемы: в условиях ограниченного финансирования Минобороны вынуждено покупать для армии не то, что необходимо, а то, что доступно на рынке и умеют производить наши заводы. Поэтому в плане исполнения ДОЗ нет никакой разницы за последние 8 лет. Вообще.

Что-то финансировалось лучше, что-то – хуже, но в целом это выглядело слегка удивительно. Ибо если армии нужны БТРы, а наши производители умеют производить солому для набивания чучел, то Минобороны закупает солому. Потому что производители БТРов обязательства не выполняют, а лоббисты национальных производителей соломы очень сильны, они голосуют за бюджет.

Для того, чтобы всё ЭТО пришло в некую гармонию, нужно пройти как минимум два 5-летних цикла выполнения программ развития и три, а лучше – четыре, цикла закупок согласно трёхлетних планов (при условии, что законодатели не примут какие-то новые решения).

ЕСЛИ всё будет выполнено хотя бы на 70%, тогда мы выйдем на ситуацию, когда граждане смогут финансировать оборону через налоги.

ЕСЛИ 10 лет удастся бежать в одном направлении, попутно ломая кормушки и расстреливая бюджетных паразитов, будет впечатляющий результат.

А теперь смотрите, что нас ждёт в реальности.

Когда закончится эта фаза войны – никто не знает. Но уже сейчас можно точно сказать – нам придётся поменять в сфере обороны примерно всё. Однако даже близко нет ответа – как.

Мы не знаем, какой у нас будет основной боевой танк.

Мы не знаем, какой у нас будет основной боевой самолёт.

Мы уже в общих чертах представляем, что нам нужна система ПВО/ПРО из трёх эшелонов. Но мы не знаем, из каких конкретно платформ эти эшелоны будут состоять. Ибо их нужны сотни единиц при таком соседстве.

Нам необходимо определить в РЕАЛЬНЫХ условиях, каким будет базовое шасси для грузовых автомобилей и связанных платформ. Не на уровне чертежей и поделок из лего, а на уровне серийного производства сотен, если не тысяч единиц.

Нам необходимо определить базовые ББМ и ещё миллион очень прикладных вещей.

РЭБ. Связь. АСУ. Космос. БПЛА.

Нам нужно будет перестроить систему образования и провести кадровую реформу.

Нам нужно будет закрыть миллиард социальных вопросов. У нас, на минуточку, до 24 февраля висела мёртвым грузом очередь из 44+ тыс. военнослужащих и их наследников, которым государство должно квартиры. Эта проблема накапливалась и не решалась десятилетиями. И, как вы понимаете, лучше не стало.

Наша армия точно увеличится. А значит – будет нужно больше служебного жилья, которого и ранее не хватало.

Главное, что предстоит – понять, кто ВМЕСТО НАС за всё это заплатит.

Ещё раз для фокусировки: кто ВМЕСТО НАС, вместо Украины, за это заплатит.

Строительство новой армии, как и возрождение страны в целом, в конечном итоге будет оплачено за счёт конфискованных российских активов и всяческих репараций.

Но я вам приведу два примера.

Скромный пример коллекции «скифского золота». 8 ЛЕТ тянется история, которая не стоит выеденного яйца. Речь идёт о железячках и горшках. И 8 лет самый справедливый голландский суд ищет ответы. Ибо существуют гипотетические риски непонятно чего. И процедуры, которые позволяют тянуть резину.

Также есть пример ЮКОСА, на стороне собственников которого рубятся неслабые юристы. И чё?  

Поэтому история о МИЛЛИАРДНЫХ российских активах не обязательно будет быстрой.

НО МЫ НЕ МОЖЕМ ЖДАТЬ.

А своих денег, которые отвечали бы масштабу задачи хотя бы в обороне (ведь надо ж ещё пенсионеров с учителями как-то кормить), у нас нет.

Поэтому все вот эти рамштайны и сопутствующие истории рано или поздно сведутся к серии ПОЛИТИЧЕСКИХ решений, которые определят облик украинской армии.

Будет Украина восточной крепостной стеной Европы де-факто? Будет ли наша страна членом системы коллективной обороны де-юре? Не будет никак? Ответы в конечном счёте упрутся в ресурсы. Не наши.

Всё больше людей, принимающих решения в Европе, понимает, что масштабным инвестициям в украинскую армию альтернативы нет. Но это понимание должно материализоваться в демократических странах через их внутренние процедуры. А это нетривиальная творческая задача.

И при этом всём надо ещё как-то не потерять наш ВПК.

Какие из зияющих дыр удастся закрыть – вопрос.

Поэтому ближайшие лет 10 точно надо иметь заначку, чтобы подстраховать своего воина. Время перемен как оно есть. Это может нравиться или нет – но я вижу реальность такой.

Сейчас, благодаря экстремальному финансированию (которое неизбежно закончится), Минобороны напитывает ресурсами разные направления. Но точно не все. Только приоритетные. Потребностей ещё много.

Очень важно, сколько времени будет подпитка ресурсами. Ибо есть долгосрочные циклы.

В период активных боевых действий решается задача удовлетворения ажиотажного спроса. Чтоб перейти в какой-то плановый режим и сместить, где можно, акценты на наших производителей – нужно время.

Чтобы запустить программы обеспечения жильём военных, нужно прекращение обстрелов, деньги и время.

Кадровая реформа - опять время.

Так что быстрого волшебства не будет. Зато наверняка будут чудеса несколько иного рода.

Например, я практически уверен, что нынешней команде Минобороны придётся ходить на допросы и пояснять, зачем в страну притащили богомерзкие "Хаймарсы". Но об этом во второй части проповеди.