Бытовая техника стабильно входит в топ-лист самых популярных подарков. Но как не ошибиться с выбором?
Правда ли, что в современном мире, где почти вся бытовая техника изготавливается в Китае и часто сторонними подрядчиками, торговая марка практически не имеет значения?
Неправда. Если мы говорим о любом из всемирно известных производителей, то его марка выступает своеобразной гарантией качества. Не абсолютной, конечно, но явно проигрышный товар гиганты индустрии не предлагают.
В то же время, это вовсе не означает, что выбранное устройство будет полностью соответствовать вашим ожиданиям или без нареканий проработает многие годы.
Поэтому к выбору модели надо подходить не только с оглядкой на марку, но и анализируя собственно функции, эргономику и качество материалов.
Если хотите свести риск ошибки к минимуму, не поленитесь скачать с сайта производителя инструкцию по эксплуатации и посмотреть, как же именно реализованы интересующие вас функции и какие есть ограничения.
С продукцией локальных марок ситуация сложнее: почти все они не имеют не то что собственных производств, но даже штата разработчиков. Как правило, такой производитель покупает готовую продукцию одного из многочисленных китайских заводов. Поэтому очень часто одинаковые на вид изделия можно встретить под совершенно разными марками.
Но не факт, что внутри будет одна и та же начинка! Ведь если заказчик пожелал чуть сэкономить, то сделать это можно лишь путем применения менее качественных комплектующих.
В этом смысле китайские изготовители предлагают колоссальные возможности оптимизации затрат. Поэтому покупка техники малоизвестной марки – это всегда лотерея. Такой аппарат может сломаться сразу после завершения гарантийного срока или изначально плохо выполнять свои функции, а может оказаться вполне годным и даже надежным изделием. Угадать заранее невозможно – и в этом заключается главный риск.
Правда ли, что отличить серьезного производителя от «конторки» с высокой степени вероятности можно через Интернет?
Правда. Есть ряд крупных и достаточно старых компаний, солидность которых сомнений не вызывает – на них время можно не тратить.
Но если вам приглянулась продукция малоизвестной марки, то составить впечатление о ней можно несколькими способами.
1. Внимательно почитать ее сайт, а точнее раздел «о компании»:
Если там есть история фирмы с указанием стран, людей, дат и событий – это хороший признак.
А если сплошная «вода» про высокое качество, стремление к лучшему и применение передовых технологий, то это первый тревожный звоночек.
2. Отсутствие упоминания фирмы и ее продукции в англоязычном сегменте Интернета, хотя фирма пытается казаться зарубежной или международной, – еще один звоночек. Чтобы пустить пыль в глаза, небольшие компании открывают фиктивный офис в какой-либо европейской стране, Японии или США — и регистрируют его как штаб-квартиру. И вот уже компания с учредителями из Урюпинска и полностью китайской продукцией легально позиционирует себя как немецкая, японская или американская. Потому что потребители на постсоветском пространстве, как известно, более лояльно относятся ко всему зарубежному.
3. Наконец, в Интернете есть немало профильных сайтов, разоблачающих торговые марки, они помогут сэкономить ваши силы. В то же время, история регистрации фирмы вовсе не говорит о том, что предлагаемая ею продукция априори плохая. Нередко бывает и так, что у молодой и пока еще небольшой компании вполне приличная техника, поскольку владельцы изначально поставили себе цель обосноваться на этом рынке и заработать хорошую репутацию. Впрочем, такие, как правило, мимикрировать под иностранного производителя не пытаются.
Правда ли, что сертификат соответствия гарантирует качество и безопасность выбранной модели, и при покупке всегда нужно его спрашивать?
Увы, это неправда. Обязательной для электроприборов является только проверка на безопасность. Качество оборудования (в том числе эффективность работы по назначению и надежность) проверке не подлежит.
Считается, что покупатели проголосуют гривней за лучшие образцы, тогда как безопасность изделия на глаз и на ощупь не определишь.
Но немногие знают, что обязательные испытания на безопасность зачастую не проводятся тоже! Потому что есть лазейка, которой пользуются многие компании.
В свое время особенности законодательства позволили создать органы по сертификации в таком количестве, что счет идет на тысячи. У них нет лабораторий, экспертов и испытателей, зато есть полномочия и принтер. Они призваны выступать посредниками между производителями и лабораториями.
Но в реальности схема работы у большинства из них другая: заказчик присылает описание своей новой модели, которую планирует выводить на рынок, и весьма скромную оплату за услуги, а на следующий день получает сертификат, де-юре легальный!
Он сделан на официальном бланке, занесен в Государственный реестр и впоследствии неотличим от «честного» сертификата, полученного по итогам успешно пройденных испытаний в аккредитованной лаборатории.
Безопасна ли «сертифицированная» таким образом модель в действительности – остается лишь гадать.
Ну а крупные фирмы пользуются этой лазейкой по другой причине: у них есть первоклассные собственные лаборатории, где все тесты давно проведены. А потому нет никакого смысла тратить время и немалые средства на местные сертификационные испытания.
Вроде бы логично, но кто даст гарантии, что производитель нигде не схитрил ради повышения прибыли? Поэтому контролировать безопасность бытовой техники должно государство, однако фактически этого не происходит.
По некоторым данным, сертификаты на бытовую технику (а также электронику и электротовары), выданные без проведения каких-либо испытаний, сегодня преобладают.
Сегодня сертификат есть почти у всей представленной продукции, подлежащей обязательной сертификации. Просто потому, что его отсутствие сулит проблемы.
Но в нынешних реалиях наличие сертификата соответствия ничего не говорит о безопасности товара (а к оценке потребительских свойств он, напомню, не имеет отношения изначально).
Правда ли, что есть косвенные признаки для визуального определения низкокачественной бытовой техники?
Правда! Этот способ нельзя назвать безошибочным, но иного нет, если вы простой покупатель. Речь идет про анализ совокупности факторов:
Первое – торговая марка. Техника всемирно известной компании с многолетней историей и хорошей репутацией априори менее опасная (а чаще гарантированно безопасная), чем продукция малоизвестных, небольших или новообразованных фирм. Но она и дороже.
Второе – внешний вид и материалы. Если вы все же решили сэкономить и видите на витрине подозрительную модель, собранную неряшливо, кнопки которой громко щелкают и шатаются, а рукоятки вращаются с хрустом, то не надейтесь, что производитель сэкономил только на «обертке». Начинка, скорее всего, еще хуже. Поищите что-то другое.
Третье – цена. Одно дело, когда модель известной марки по случаю официальной распродажи в крупном магазине начали продавать дешевле – берите смело, если упаковка целая и не имеет следов вскрытия. Скорее всего компания «сливает» прошлогодние запасы. Но если речь про небольшой интернет-магазин или радиорынок, производитель товара вам незнаком, а его цена слишком привлекательная – это повод насторожиться. Снижение цены вам могут объяснять чем угодно. Но чаще всего природа «щедрости» одна: магазинчик или предприниматель пытается побыстрее распродать низкосортный или нелегальный товар, а то и откровенную подделку.
Для справки, себестоимость производства (или закупочная цена на стороннем заводе) для малой бытовой техники составляет, как правило, до 25% от ее розничной цены. Остальные 75% или более – логистика, посредники, прибыль розницы, налоги и сборы. Так что если в магазине полуторалитровый электрический чайник малоизвестной марки предлагается за 600 гривен, то он физически не может быть качественным и безопасным. Просто потому что его себестоимость будет около $2,5. Какой бы крупной партия ни была, двух с половиной долларов не хватит на хороший пластик корпуса (который не будет выделять в воду опасных химических соединений при нагреве), сетевой шнур нужного сечения, надежный нагревательный элемент, выносливую автоматику отключения, упаковку и документацию.
В то же время, и высокая цена не является гарантией качества. Наценку могут брать за эффектный дизайн, имидж компании (зачастую, сфабрикованный), обилие дорогой рекламы с привлечением известных персон, яркое оформление фирменных магазинов и доставку на новеньких фургончиках улыбчивыми ребятами в новенькой униформе. Техническая часть электроприборов вполне может быть на уровне типовых представителей сегмента с ценником 3-5 раз ниже.
Правда ли, что значительная часть отзывов покупателей в Интернете – фальшивка?
Правда. Особенно это касается профильных сайтов, специализирующихся на публикации отзывов.
Любая крупная компания заботится о своем имидже. Вброс позитивных отзывов является частью этого процесса, причем, весьма значимой. Ведь мы привыкли верить согражданам, таким же как мы! На то и расчет.
Есть целые фирмы, которые генерируют поддельные отзывы на товары и сервисы.
К счастью, отличить искренний отзыв реального покупателя от рекламной пустышки не так уж сложно.
Во-первых, посмотрите на аккаунт автора. Если он содержит личную информацию, включая ссылку на страницу в соцсети – это первый признак возможной достоверности отзыва.
Но главное — это стилистика изложения. Расплывчатые формулировки, дословное цитирование преимуществ из каталога, побуждение к покупке, а в графе недостатков пустота или несущественная мелочь? Скорее всего, это проплаченный отзыв. Реальный покупатель поделится техническими подробностями и наверняка отметит фактические недостатки, потому что идеальная техника встречается редко.
Правда ли, что покупка бытовой техники в обычном магазине менее рискованна, чем в интернет-магазине?
Зависит от магазина. С точки зрения законодательства, разницы нет: любые торговые организации несут одинаковую ответственность перед покупателем. И если мы сравниваем крупный «оффлайновый» магазин с крупным проверенным интернет-магазином, то риски одинаково низкие.
Преимущество обычного магазина в том, что весь товар можно увидеть и пощупать живьем.
Зато избавивший себя от обременения в виде содержания торговых площадей и штата консультантов интернет-магазин наверняка предложит более выгодную цену и удобный пункт самовывоза.
Покупка же в небольшом магазинчике (особенно на рынке) или в интернет-конторе сулит гораздо более высокие риски. Потому хотя бы, что не всегда такие организации долговечны. В случае возникновения проблем с техникой претензии предъявлять может быть просто некому, особенно если на купленную технику выдана не фирменная гарантия производителя, а гарантия магазина. Да и легальность поставок у мелких фирм отследить почти невозможно.
Поэтому весь неликвид (нелегально ввезенную технику без фирменной гарантии, технику после ремонта и т.д.) и откровенные подделки реализуются через интернет-магазины, рынки и доски объявлений.
Правда ли, что отсутствие фирменной заводской гарантии – признак проблемы?
Правда, но при условии, что речь идет о бытовой технике известных марок, официально представленных в стране. В этом случае гарантия должна оформляться на фирменном гарантийном талоне производителя с печатью магазина и датой продажи.
Если есть сомнения – позвоните в справочную службу производителя и «пробейте» серийный номер устройства или талона, чтобы удостовериться в наличии официальной гарантии.
Оформлять гарантию на бланке торговой организации с последующим обслуживанием в стороннем сервисном центре могут только в том случае, если марка не имеет собственного представительства и/или сервисного центра (его функцию легально выполняет магазин).
Но в любом случае на легальной бытовой технике обязан стоять знак обращения ЕАС, а в комплект поставки должна входить инструкция на русском языке.
Правда ли, что принимать товар лучше в нетронутой заводской упаковке?
Правда. Для товаров личного пользования (вроде электробритвы, эпилятора или фена) это аксиома. Если упаковка имела пломбы, либо была запаяна, но оказалась вскрытой на момент получения товара – отказывайтесь от сделки.
Да и крупную бытовую технику любой приличный магазин обязан доставлять в нетронутой заводской упаковке, если только это не витринный образец, о чем вас заранее предупредили.
Вскрытая коробка и объяснение, что «гарантийный талон доставали» или «проверяли комплектацию» — типичное оправдание, которым маскируют попытку продать по полной цене товар с витрины, после ремонта, либо возвращенный товар (который недолгое время был в пользовании, но по каким-либо причинам вернулся в магазин).
Впрочем, в обоих случаях должны наличествовать и другие признаки использования: мятая или вскрытая упаковка аксессуаров, мятая документация, отпечатки пальцев на корпусе, отсутствие запаха новой вещи.
Идеальный вариант – когда упаковку вскрывают при клиенте, заполняют гарантийный талон тоже при клиенте.
Единственный случай, когда частичное снятие упаковки допустимо – это покупка холодильника: в упаковке он может банально не помещаться в лифт или дверные проемы.
При покупке остальной техники обговаривайте наличие целой заводской упаковки и осматривайте ее при получении.
Наличие сильных вмятин или дырок на коробке может свидетельствовать о том, что вашу покупку роняли или ударяли.
Помните, что если вы покупаете новый товар и платите как за новый, то любые подозрения на тему его новизны должны приводить либо к замене товара, либо к снижению цены, либо к расторжению сделки. По этой причине старайтесь оплачивать бытовую технику по факту получения — после осмотра.
Иначе вернуть деньги будет сложно: не сомневайтесь, магазин задействует все законные и не очень механизмы, чтобы затянуть процесс и принудить вас отступить. Как минимум, вам придется ждать повторную доставку, которую будут назначать на неудобное время.
Но еще более вероятно, что вначале вас попросят приехать в магазин для составления претензии или жалобы, по итогам которой будет принято решение. Поэтому платите после, а не до.