"О СОЦИАЛЬНОМ ВЗРОСЛЕНИИ" - Юрий Христензен

"О СОЦИАЛЬНОМ ВЗРОСЛЕНИИ" - Юрий Христензен

Homo sapiens рождается с минимумом навыков: есть, спать, плакать когда что-то хочешь. Потом ребенок последовательно учится ползать, ходить, говорить. Именно по этим признакам мы видим, как ребенок взрослеет. Потому что взросление - это не рост, вес и размер штанов, а приобретение новых навыков.

Общества тоже учатся. Это процесс дольше, он может занять несколько поколений. Часть новых навыков приходит за счет самообучения путем проб и ошибок. Часть заимствуют в более взрослых обществах, как дети копируют поведение родителей. При этом копируется не обязательно хорошее, но и плохое.

--

Взросление глазами ребенка

Когда мы учим ребенка завязывать шнурки, мы говорим - "Смотри, все взрослые завязывают шнурки." Ребенок упирается, клянет тех, кто придумал завязывать шнурки, и говорит, что без них тоже можно ходить. Пока наконец не научится и не воскликнет - "Я умею завязывать шнурки, теперь я взрослый!"

Родители улыбаются, потому что знают тот путь, который ребенку еще предстоит пройти. Но ребенок об этом не знает. Точно так же общества, находясь на определенном уровне развития, не знают, сколько им еще предстоит пройти. А когда узнают возмущаются и просят вернуть их назад в беззаботное детство.

--

Как повзрослеть за один день

Когда дочка одевает мамины туфли, мажется маминой помадой и начинает крутиться перед зеркалом, она от этого не станет взрослой. Потому что пока не знает всего того, что должна знать мама. В этом незнании она копирует маму, стремясь казаться взрослой. Не понимая разницы между казаться и повзрослеть.

Когда социальные дети копируют у взрослых обществ парламент, выборы и конституцию, они от этого не становятся взрослыми. Они хотят повторить модель успеха, но почему-то не повторяется. Потому что нет наполнения всех этих институций взрослыми навыками. И перескочить за один день не получится.

--

А можно это как-то ускорить?

Нужно. Мы же не ждем, пока ребенок сам научится завязывать шнурки. Мы его учим, убеждаем, мотивируем наказанием и добрым словом. Точно так же взрослые общества не таят модель успеха и подсказывают нам, как правильно завязать шнурки. Но они уже знают, а мы пока не понимаем, зачем это нужно.

Мы завязываем двойной морской узел и гордо заявляем - "Не работает!" Взрослое общество поправляет - "Нужен бантик." Мы отвечаем - "Это наглое вмешательство в наши скрепы!" Взрослое общество - "Бантик можно потом развязать." Мы - "У вас тоже везде двойной узел, просто вы это тщательно скрываете!"

--

Большие дети - большие проблемы

Homo sovieticus достались нулевые навыки жизни в свободном конкурентном мире. За них все всегда решало государство. Исключение - страны Балтии, в которых были живы носители практик свободного рынка, самоуправления, парламентаризма и государственного строительства. Остальным приходилось учиться.

Взросление происходит, просто мы его не замечаем. В Беларуси прошел подростковый протест против "заботы" власти. В Украине голосовали за "заботливых взрослых", а три года назад выбрали себе "вождя краснокожих". Это уже не детское, а подростковое поведение с увеличившимися рисками и ценой ошибок.

--

Прогноз

Самообучение сложным социальным навыкам путем проб и ошибок требует множества итераций. В Великобритании от принятия Великой хартии вольностей до построения демократии прошло семьсот лет. В США полтора века назад существовало рабство, а в Германии в середине прошлого века нацизм.

Сейчас процессы социального взросления происходят быстрее. Единственная незадача - их не удастся перескочить. Нельзя скопировать взрослые институции, наполнить их детскими социальными практиками и получить тот же результат. Придется научиться завязывать социальные шнурки, чтобы повзрослеть.