«Ограбление века»: Охота за похищенными картинами

«Ограбление века»: Охота за похищенными картинами

Эта кража по-прежнему считается величайшим нераскрытым делом о хищении произведений искусства за всю историю. 18 марта 1990 года двое мужчин, переодетых в полицейских, украли произведения искусства на 500 миллионов долларов, включая картины Рембрандта, Вермеера, Дега и Мане, из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

Музей предложил вознаграждение в размере 5 миллионов долларов за возвращение всех 13 предметов искусства в хорошем состоянии. В прошлом месяце награда внезапно удвоилась до 10 миллионов долларов.

Учитывая давность преступления, его расследование до сих пор удивительно активно. Энтони Амор, директор службы безопасности музея, говорит, что он ежедневно работает над этим делом и находится в «почти постоянном контакте» со следователями ФБР. Ему еще звонят доброжелатели, но их наводки разнятся от представляющих умеренный интерес до очень странных. Среди них был психиатр, который предложил связаться с духом покойной миссис Гарднер, и несколько самозваных сыщиков, которые считают, что картины можно найти с помощью металлических стержней для лова.

Большинство этих ниточек никуда не приводит. Будут ли когда-нибудь найдены похищенные произведения искусства, и существуют ли они до сих пор? Это один из самых важных вопросов, по сей день волнующих мир искусства.

«Картины исчезли без следа, - говорит Эрин Томпсон, специалист в сфере связанных с искусством преступлений, профессор Колледжа уголовного правосудия в Нью-Йорке. - Либо потому, что они были уничтожены сразу после кражи, либо потому, что они сильно пострадали во время перевозки в багажниках».

Но есть один независимый детектив, которого Амор уважает - Артур Брэнд, голландский частный следователь, который считает, что картины не только все еще существуют, но и что он может вернуть их музею. В этом году.

«Они почти наверняка все еще существуют, - утверждает Брэнд. - Мы следим за двумя ниточками, которые ведут в Нидерланды, и ведем переговоры с некоторыми людьми».

47-летний Брэнд стал одним из ведущих мировых экспертов в области международных преступлений, связанных с предметами искусства. Одна британская газета назвала его «Индианой Джонсом мирового искусства» за его уникальные навыки ведения переговоров и не поддающееся разумному объяснению чутье.

Последние несколько лет Брэнд изображал из себя агента техасского нефтяного миллионера, чтобы помочь берлинской полиции найти две огромные бронзовые лошади, похищенные из немецкого Рейхстага. Он работал с членами украинской милиции, в попытке вернуть пять работ голландских мастеров в музей Вестфриса в Нидерландах. Он провел переговоры с двумя преступными группировками ради успешного возвращения картин Сальвадора Дали и Тамары де Лемпицки общей стоимостью 25 миллионов долларов в ныне закрытый Музей реалистического искусства в Щергинге.

Брэнд является кем-то вроде посредника между преступниками и полицией. Его не раз критиковали за то, что во время своих переговоров он ставил условием освобождение преступников, поскольку, по его словам, его основная цель - спасение предметов искусства из мусорной кучи.

«Сейчас мало таких людей, как он, которые понимают реальность такого рода преступлений», - сказал Амор.

Рене Аллонге, главный следователь Берлинского государственного управления уголовного розыска, сказал, что его команда искала бронзовые лошади Гитлера с 2013 года. Он связался с Брэндом в конце 2014 года, встретился с ним в 2015 году, и они совместно провели расследование и обыск «в меру юридических возможностей». В конечном счете, Брэнд сыграл решающую роль в обнаружении бронзовых лошадей, а также других бронзовых скульптур нацистской эпохи. «Ему удалось проникнуть в закрытый круг коллекционеров высококачественных нацистских артефактов, где мы, наконец, нашли скульптуры», - пишет Аллонге.

Наградой Брэнду зачастую была лишь слава, и не более того. Первоначально Щеринговский музей предложил 250,000 фунтов стерлингов ($280,000) за Дали и Лемпицки, но к моменту их обнаружения музей закрылся. Брэнду выплачивали почасовую плату и возмещали его расходы, хотя он отказался сказать, кто ему платил. За лошадей Гитлера он вообще не получил денег, просто много бесплатной рекламы.

«Он не из тех людей, которые требуют почасовой оплаты, - говорит Адже Гердинк, директор музея Вестфриса, для которого Брэнд нашел пять картин. - Он знал, что мы - небольшая организация с ограниченным количеством ресурсов, поэтому плата была очень-очень скромной».

По его словам, самый большой бонус, который когда-либо получал Брэнд за решение дела - около 25,000 евро. По его словам, он взялся за дело Гарднер в надежде получить признание. «Это Святой Грааль мира искусства», - сказал он.

По оценкам, находят лишь 5-10 процентов украденных предметов искусства, в основном потому, что работы невозможно продать публично. «Люди сначала крадут картины, а затем думают, что с ними делать, - сказала Томпсон, специалист по преступлениям в сфере искусства. - Часто воры уничтожают произведение, чтобы избавиться от доказательств».

Вскоре после кражи семи картин Пикассо, Моне, Ван Гога, Гогена и других художников, оцененных в десятки миллионов долларов, из музея Кунстхаля в Роттердаме в 2013 году, мать одного из трех румынских воров, арестованных и обвиненных в краже со взломом, сожгла работы. Она призналась следователям, что испугалась, когда полиция начала обыскивать ее деревню.

Иногда картины используются в качестве козыря в уголовных делах. Так, итальянская полиция недавно отыскала двух украденных Ван Гогов.

В 2002 году похитители ворвались в музей Ван Гога в Амстердаме с кувалдой - только потому, что они увидели слабое место в охране музея, а не потому, что знали, что им нужно. Оппортунисты продали работы за €350,000 итальянскому гангстеру Раффаэле Империале.

В приморском городе под Неаполем Империале хранил холсты в кухонном шкафу своей матери целую дюжину лет, пока прокуратура не напала на его след. В августе Империале раскрыл их местоположение в попытке добиться смягчения приговора, как говорят его адвокаты, Маурицио Фрицци и Джованни Рикко. По их словам, прокуроры впоследствии сократили срок наказания примерно на два года.

Но зачастую воры решают расстаться с картинками лишь в том случае, если думают, что собираются продать их на черном рынке. Здесь в игру вступает человек вроде Брэнда. Именно так в 2014 году он помог найти бронзовых лошадей из Рейхстага. Он притворился агентом нефтяного магната по имени «Доктор Мосс», прототипом которого выступил Дж. Р. Юинг из сериала «Даллас». Он также назывался представителем принцев и шейхов и даже самим преступником. Тем не менее, он почти не сталкивался с самими ворами. Украденные предметы искусства очень часто проходят через десятки рук. Иногда конечный получатель не знает, что его приобретение было украдено.

В 2002 году Брэнд получил первую наводку о деле Гарднер. В 2010 году он услышал, что работы оказались в руках бывших членов Ирландской республиканской армии. Бренд полагает, что воры были мелкими грабителями, которые продавали похищенное преступной банде в США до своей смерти в начале 90-х. В какой-то момент в середине 90-х работы были отправлены в Ирландию и попали в руки лидеров ИРА.

За последние 12 лет Амор и ФБР работали над теорией, что, возможно, к краже приложили руку члены местных банд. Они уверены, что вскоре после кражи два вора умерли.

Но Амор считает, что предметы искусства все еще в США. «Картины, украденные в Америке, как правило, остаются в Америке», - сказал он.

В 1995 году закончился срок исковой давности в отношении кражи, и прокуратура Массачусетса подумывает о предоставлении иммунитета за информацию, которая приведет к возвращению картин. Для музея главное - вернуть работы, сказал Амор. Отчасти потому он увеличил вознаграждение.

Брэнд говорит, что высокая награда может помочь ускорить процесс, но не убежден в том, что преступники доверятся ФБР, несмотря на заверения.

«Я не стремлюсь никого арестовывать, - сказал он. - Мы здесь говорим не об убийствах. Будь эти картины у криминального авторитета или самого Папы, это неважно. Главное - их вернуть».