Согласно озвученной информации, это был самолёт модификации “УБ”, то есть – учебно-боевой. Именно поэтому в кабине находилось два пилота.
В целом, Су-25УБ могут применяться как боевые, но в первую очередь их функционал – это обучение пилотов и уж точно обучение не в условиях реальных боевых действий. Между тем, факт остаётся фактом - “УБ” был в зоне боевых действий. И вот, что важно понимать.
Потери Су-25 для РОВ относятся к болезненным. Это связано с тем, что Су-25 в россии не производят. Их ремонтируют, обслуживают, модернизируют, но не производят. На замену Су-25 современных штурмовиков у россии попросту - нет.
Согласно данным из открытых источников, в начале 2021 года воздушно-космические силы рф имели в своём составе до 200 единиц разной модификации и степени боеспособности/работоспособности штурмовиков Су-25. Часть из этих самолётов просто числились, но подниматься в воздух не могли. С 2022 верифицированные потери Су-25 составили 37 самолёт, согласно общим данным потери намного больше – почти в 2 раза больше. Причём потери не только в боевых действиях, но и из-за ЧП, связанных с изношенным ресурсом самолётов (износ резко увеличился с 2022 года) и т.д.
И каждая такая потеря - невозвратная.
При этом Су-25 это основная рабочая птичка армейской авиации для поддержки сухопутных операций на тактическом уровне. Сокращение и исчезновение этого звена может привести к тому, что в определённый момент осуществления подобной поддержки сухопутных операций такой авиацией для россии станет невозможным.
И судя по тому, что в зону БД отправляют “УБшки”, на третий год войны российское звено штурмовой авиации к этой фазе близко как никогда.