6 июня 2018 года в Одессе на 84 году жизни скончалась Кира Муратова. Вместе с ней ушла целая эпоха в кино. Руководство считало режиссёра сложным человеком, а актёры радовались её умению со всеми находить общий язык. Она жила, как считала нужным и снимала свои фильмы так, как чувствовала. Кира Муратова не любила шумихи вокруг себя, часто отказывалась давать интервью и была категорически против съемок документального фильма о себе. Она оставила нам свои фильмы и дала возможность по ним оценивать её жизнь и творчество.
Она называла себя «безродным космополитом». Родилась в семье румынских деятелей компартии. Отец погиб в Великую Отечественную, мама прошла путь до заместителя министра здравоохранения в Румынии. Она сама долгое время являлась румынской подданной с видом на жительство в СССР и лишь в конце перестройки стала гражданкой Украины.
После окончания первого курса филфака МГУ перевелась во ВГИК, училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Даже в молодости, как вспоминали коллеги, Кира Муратова была слегка отстранённой и загадочной. Какой и оставалась до последнего дня.
После института работала на Одесской киностудии, сняв совместно со своим первым мужем Александром Муратовым в 1962 году дебютный короткометражный фильм «У крутого яра», за которым последовал уже полный метр – «Наш честный хлеб», тоже в соавторстве с супругом.
Первой самостоятельной работой режиссёра стали «Короткие встречи». Фильм вышел третьей категорией и демонстрировался поэтому исключительно в маленьких клубах. Настоящее признание лента получила уже в начале перестройки, когда его увидели порядка 4 миллионов человек.
Следующий фильм режиссёра «Долгие проводы» в широкий прокат тоже не выпустили, положив на полку и показав лишь в перестроечное время. Несхожесть во взглядах Киры Муратовой и руководства Одесской киностудии заставила режиссёра переехать в Ленинград.
В Северной столице она встретила своего второго супруга Евгения Голубенко. В 1978 году вышла картина «Познавая белый свет», уже на «Ленфильме». Именно этот фильм Кира Муратова называла самым впечатляющим в её творческой биографии. Критики называли его фильмом-интервью о том, как снимать высокое кино в условиях советской стройки. Здесь ей удалось соединить гармонию перспективы и лирику чувств. Красота только угадывалась в движении стройки и казалась для Киры Муратовой волнующей и очень понятной.
Она работала не очень много, но в перестройку стали выходить в прокат её первые фильмы, а потом она сняла свой «Астенический синдром», где соединились в двух частях фильма два страха: чёрно-белый страх смерти и цветной страх жизни. Картина была встречена неоднозначно, прозвучавший мат в одном из эпизодов вообще едва не послужил причиной запрета и этого фильма. Но он всё же вышел, хоть и ограниченным тиражом.
«Астенический синдром» не остался незамеченным, слишком талантливо и эмоционально была показана реальность жизни всего общества в то непростое время. В 1990 году на Берлинском кинофестивале кинофильм получил Серебряного медведя, и национальную премию «Ника» как лучший игровой фильм. Сама Кира Муратова стала Народной артисткой УССР.
Её никогда нельзя было назвать народным режиссёром, да она и не стремилась снимать популярное кино. Она любила снимать непрофессиональных актёров, но с годами в фильмах Киры Муратовой их становилось всё меньше. Она считала, что достовернее всего заику может сыграть только заика. Пусть это будет не идеально с профессиональной точки зрения, зато в роли появятся живость и индивидуальность. Иногда снималась сама в своих фильмах, точно зная, как надо и видя сцену глазами актрисы.
Но в то же время для талантливых актёров всегда находились роли в её картинах. Зинаида Шарко, Олег Табаков, Владимир Высоцкий, Алла Демидова, - это неполный список талантливых и известных профессионалов, снявшихся в её фильмах.
Особое место в творчестве режиссёра занимало сотрудничество с Ренатой Литвиновой. Их знакомство состоялось на одном из кинофестивалей в 1994 году и вылилось в прочный творческий союз. Актриса снялась в нескольких фильмах Киры Муратовой, а в жизни они с большой теплотой относились друг к другу, постоянно общались. Периодически возникали слухи об их ссоре, хотя на самом деле никаких поводов для этого не было. Рената Литвинова отказывалась снимать документальный фильм о любимом режиссёре, объясняя свой отказ нежеланием причинять боль: «...Когда любишь, ты боишься сделать больно».
Впрочем, и сама Кира Муратова не хотела никаких фильмов о себе. Она даже планировала сжечь дневники, воспоминания, заметки о прошлом: «Хочу, чтобы от меня остались только фильмы - и все...»
Она считала себя рабой кино и всё же радовалась, что теперь снятые ею картины живут независимо от неё. И будут жить, когда её самой не будет. Киры Муратовой не стало ночью 6 июня 2018 года. Но её фильмы остались навсегда с нами.