"ПИКНИК (одесские истории)" - Юрий Христензен

"ПИКНИК (одесские истории)" - Юрий Христензен

Вчера в Одессе был замечательный сентябрьский день. Тепло, солнечно, безветренно - лепота. Мы с друзьями решили пойти на шашлык в рощу на 411-ю батарею. Нашли полянку под дубом, разложили подстилки, собрали походный мангал, повесили кулек для мусора, все чин-чинарем. Пожарили шашлык, выпили, закусили и начали общаться.

Три Сережки, я и наши жены. Поначалу обычный застольный треп, а потом, женщины ушли, а мужики не сговариваясь перешли на дураков, дороги и на политику. Это у нас не так, и то не так. Союз развалили, Черноморское пароходство распродали, власти только жируют и о простом народе не думают.

- ОК, - сказал я, - Мы простой народ, они нас обворовывают. И что мы сделали, чтобы этого не допустить?

- А что мы можем? - дружно ответили три Сергея.

- Для начала, какое количество наших денег мы передали в управление тем, кто нас обворовывает?

??? - Сережки готовы были к тому, что я отвечу вопросом на вопрос, но не ожидали такого подвоха.

- Хорошо, - сказал я, выждав паузу. - Бюджет города 10 миллиардов на 1 млн одесситов. Сколько приходится на каждого жителя?

- 10 тысяч, - посчитали Сережки.

- У меня семья из 4-х человек (и у меня, подумали Сережки), сколько денег я несу на выборы каждые 5 лет?

- Две с половиной тысячи, - отрапортовал первый Сережка,

- Двести тысяч? - с ужасом поправили его двое остальных.

- Да, - не унимался я. - Каждый раз, идя на выборы, моя семья берет с собой пакет с 200 тыс грн.

Я сделал паузу, чтобы дать им свыкнуться с этой цифрой, и продолжил.

- Явка в Одессе 40%. Это значит, что когда я иду на выборы, мои соседи просят меня занести их пакеты с еще 300 тыс грн. Им некогда, они едут на дачу, играются в танчики, или занимаются другими, не менее важными делами.

Я снова сделал паузу и спросил.

- Вы ходите на выборы?

- Да! - ответили Сережки.

- И сколько времени вы тратите на выбор менеджера, который в следующие пять лет будет тратить пол миллиона гривен вашей семьи и ваших соседей?

Снова повисла пауза. Они не знали, что на это ответить. Они никогда не задумывались, сколько стоит их голос. Они всегда знали, сколько денег у них в кармане, но никогда не задумывались, сколько их денег лежит в городском бюджете.

- А это точно наши деньги? - спросил второй Сережка.

- Нет, - съязвил я, - они с неба свалились.

- И как они очутились в бюджете? - не унимался Сергей.

- Когда мы платим налоги, покупаем товары в магазине, заправляем машину, едем в маршрутке и занимаемся прочими привычными вещами, мы каждый раз часть денег платим в городской бюджет.

Подождав, пока они свыкнутся с порядком цифр, я продолжил.

- Теперь, проведем мысленный эксперимент. Моя семья сравнимую сумму денег тратит на продукты питания. Представьте, что раз в пять лет мы несем на рынок пол миллиона гривен. Весь рынок обклеен бигбордами, на которых сказано, какие замечательные здесь продавцы. Об этом нам рассказывают по телевизору и рекламками продавцов забиты почтовые ящики. Мы отдаем пакет понравившемуся продавцу и следующие пять лет он покупает нам продукты. Вопрос - качество и цена продуктов будут соответствовать обещаниям продавцов, если мы не будем их контролировать?

Вопрос показался аудитории наивным. Понятно, что если отдать деньги и не следить за качеством товара, помидоры будут гнилыми, арбузы зелеными и все это будет стоить втридорога.

- Сколько времени вы тратите в месяц на покупку продуктов питания? - спросил я.

- Нисколько, - оживился первый Сережка.

- Пять минут, - ответил второй.

Третий скромно промолчал, потому что рядом стояла его жена.

- Кажется я привел неудачный пример, - заметил я. - Хорошо, как вы выбираете продукты, если все-таки покупаете.

Это был простой вопрос. Трое Сережек стали дружно объяснять, как торгуются, как проверяют качество и как намекают продавцу на "поход".

- Теперь другой вопрос - Сколько времени вы тратите на выбор менеджера, которому доверяете раз в пять лет тратить свои бюджетные деньги?

Конфигурация вопроса была непростой, но тут оживился второй Сережка.

- Я каждый раз трачу несколько дней на выбор "своего" политика!

Первый и третий Сережка посмотрели на него с изумлением. Им явно не приходила в голову мысль тратить на выбор политика несколько дней.

- А остальные? - спросил я.

- Думаю, таких как я немного - с гордостью заявил второй Сергей.

- Тогда вернемся к мысленному эксперименту с рынком. Если таких как ты немного, а остальные не торгуясь забирают товар предоставленного качества по заявленной цене, мы будем получать задешево хороший товар?

- Нет! - хором ответили Сережки.

- Тогда может быть проблема не в качестве политиков, а в нас? В том, как мы их выбираем и потом контролируем?

- А их нельзя контролировать, - вступил в разговор третий Сергей. - Это они нас контролируют, а не мы их.

- Тогда подобная ситуация с низким качеством и высокой ценой публичных услуг наблюдалась бы во всех странах, а это не так. Там, где общество научилось контролировать своих политиков, и качество в норме, и цена адекватная.

На том и разошлись. Видно было, что они еще не готовы принимать на себя ответственность за подобные решения. А тех, кто готов, они инстинктивно считают чужими. Это нормальная часть эволюции общества. Сначала выходит один человек, которого провластные СМИ представляют маргиналом. Потом два, потом три, потом десять. Потом остальная часть общества начинает задумываться над проблемой.

***

Люди не готовы менять свои привычки. Они не выбирали в СССР политиков, а любая попытка контролировать власть заканчивалась репрессиями. Они боятся, не верят и не хотят верить. Они не доверяют никому и ждут чуда. Приедет принц на волшебном коне и сделает все за них и для них. А принц не приходит, и рано, или поздно, придется учиться считать свои деньги и управлять своими деньгами. Хотелось бы побыстрее, но это тема для другой одесской истории)

Юрий Христензен