ПЛАНЫ "ГОСПЛАНА" - Юрий Христензен

ПЛАНЫ "ГОСПЛАНА" - Юрий Христензен

Back in the USSR (с)

Политическая модель транзита власти в РФ уже более-менее обрисовалась. Это переход к институциональной автократии по китайской (Госсовет), либо по мексиканской модели (партийная автократия). Оба этих способа близки к советской культуре управления (Политбюро, КПСС), и оба обеспечивают правящей элите гарантии собственности и свободы на дистанцию более одной жизни лидера государства [1].

Вчера произошло знаковое событие, которое дает представление о модели экономической роста, который планируют продемонстрировать в России. На сайте правительства РФ появился документ нового "Госплана", именуемого теперь "Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам". В этом документе описаны основные показатели экономического развития до 2024 года [2].

За шесть лет правительство планирует потратить на инфраструктурные проекты почти 26 трлн рублей. Половину этой гигантской суммы выделят из федерального бюджета. Вторую половину в директивном порядке планируют взыскать с бизнеса и региональных бюджетов в пропорции 30/20. Из общей собранной суммы по 40% потратят на "экономический рост" и "комфортную для жизни среду", а еще 20% на "развитие человеческого капитала" [3].

Слухи о том, что в Кремле планируют построить Южную Корею, ходили в экспертной среде еще в прошлом году. Так же высказывалось сомнение в том, что для этого в России хватит южнокорейцев. [4] :)Вчера мы получили конкретные показатели "строительства", на волне которого Администрация Президента планирует провести политический транзит власти. Звучит красиво. Теперь о том, почему это не будет работать.

Первые признаки "экономического роста" уже появились. Неделю назад Росстат повысил показатели роста ВВП за 2018 год. Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, доктор экономических наук Сергей Гуриев во вчерашнем интервью на Эхе [5] предположил, что в один год целиком записали гигантский национальный проект на Ямале. Также он сообщил, что в экспертном сообществе нет консенсуса о правильности такого подсчета.

Зато, по словам Гуриева, есть консенсус о том, что до изменений страновых рисков, экономический рост Российской Федерации будет вдвое отставать от общемировых темпов. Реализация больших нацпроектов никак не изменит эту ситуацию. Более того, рост экономики за счет госинвестиций не ведет напрямую к росту благосостояния населения. По этому поводу в мировой экономической науке так же существует консенсус.

Гуриев пояснил разницу между авторитарной модернизацией, за которой может последовать "азиатское экономическое чудо", и государственными инвестициями. При авторитарной модернизации иностранные инвесторы приходят и говорят: мы считаем, что у вас нужно построить вот такой завод. И власти пытаются создать хорошие условия для инвесторов. При государственных инвестициях власть указывает инвесторам, что и где строить.

Поясню слова Гуриева на примере. Предположительное включение Росстатом инфраструктурного проекта на Ямале "добавило" россиянам примерно $150 млрд. Стали ли они больше потреблять от этой госинвестиции? Ответ - стали, но только те россияне, которые участвовали в распределении бюджетных средств. За время строительства рынок сжиженного газа радикально изменился. На кого из россиян легли риски от неэффективных госинвестиций?

Еще веселее со строительством российской части Южного потока. Сначала продолжили четыре трубы, затем демонтировали две. Госинвестиции на прокладку и демонтаж привели к росту ВВП. Результат - одна труба на внутренний рынок Турции по монопольно низким ценам и строительство в Турции АЭС за российские деньги. С политической точки зрения удалось продавить проект. С точки зрения Росстата произошел рост ВВП. Кто от этого стал жить лучше?

Вернемся к планам правительства по выполнению "майских указов" [3]. Шесть с небольшим триллиона на развитие магистральной инфраструктуры записаны в графу "экономический рост". Будут ли эти госинвестиции эффективнее строительства Южного/Турецкого потока? Еще полтора триллиона в этой же графе выделено на развитие цифровой экономики. Читаем законы о контроле за интернетом, вспоминаем о пригожинских троллях и прочих "Наших". В чем развитие?

Взглянем на ситуацию в целом. Кремль уже озвучил планы с помощью пенсионной реформы и повышения налогов и сборов собрать деньги в бюджет и направить их на выполнение "майских указов" 2018 года. В новых "планах Госплана" в директивном порядке отжать деньги у бизнеса и региональных бюджетов и направить их на достижения этой же "благой" цели. Будут ли госинвестиции эффективнее инвестиций пенсионеров, бизнеса и местных бюджетов?

Для построения в России южнокорейского экономического чуда в стране не хватает южнокорейцев. По той же причине не получится построить Швейцарию или Китай. А получится, как всегда, СССР. С Госпланом, Политбюро, КГБ и пятилеткой за три года. В советское время вокруг Москвы по кругу гоняли составы для улучшения статистики Госстата. Что-то похожее мы наблюдаем сейчас. Получится ли у Кремля на подобном фоне комфортно провести политический транзит? Не уверен.

--
P.S. Спецификой государственных инвестиций в России является высокий уровень политической коррупции. Политической, потому что она возможна только по признаку лояльности власти. Нелояльная часть россиян не то что коррупцию, обычный бизнес не может вести. При существующей методике подсчета, коррупционная наценка в нацпроектах приводит к росту ВВП. Хотя, на деле, она уходит на дворцы, яхты, "борьбу с Западом" и поддержку революционных оборванцев по всей планете.

Юрий Христензен