Коронавирус, инфицирование которым приобрело этой зимой массовый характер, получил название SARS-CoV-2 (Severe acute respiratory syndrome coronavirus 2), сначала его назвали 2019-nCoV (2019 novel coronavirus) — это новый штамм, выявленный в конце 2019 года во время вспышки пневмонии в Ухане, он вызывает опасное инфекционное заболевание — COVID-19.
Предыдущие модификации коронавируса, которые вызвали глобальную эпидемию: MERS, унесший в 2012 году жизни более 400 человек, и SARS, возбудитель эпидемии атипичной пневмонии, разразившейся в 2003 году; ее жертвами стали 774 человека.
Эти вирусы объединяет понятие "корона": глядя на них в электронный микроскоп, можно действительно увидеть нечто, напоминающее по форме светящуюся корону – это пепломеры или, как их еще называют, фибры, липопротеидные или гликопротеидные выступы - именно они и определяют, к какой клетке вирус может "подключиться", чтобы взять ее под контроль, использовать свои органеллы для воспроизводства дополнительных вирусов и, в конечном итоге, для уничтожения пораженной клетки.
Семейство коронавирусов поражает людей, млекопитающих и птиц с конца XIX века. Большинство штаммов, которые инфицируют людей, вызывают относительно легкие заболевания верхних дыхательных путей, сопровождающиеся лихорадкой, насморком и легким кашлем.
Различные штаммы коронавируса могут инфицировать только те клетки, чья поверхность обладает рецептором, способным аффилировать пепломеры. Три пандемии, включая нынешнюю, характеризует тот факт, что они вызваны такими штаммами коронавируса, который способны атаковать больше клеток в верхних и нижних дыхательных путях, вызывая тяжелое заболевание, которое иногда может привести к летальному исходу.
Инфицирование происходит, в основном, воздушно-капельным путем, то есть, передается через крошечные капли слюны, выделяющеся больным человеком. Они распространяются через дыхательные пути и прилипают к любой клетке, у которой есть рецептор ACE2. Чем больше рецепторов ACE2 на эпителиальных клетках, которые заполняют дыхательные пути, тем быстрее проявляются симптомы и тем тяжелее заболевание.
Теперь вопрос, интересующий многих: действительно ли существуют группы риска, кто более уязвим к инфекции и у кого повышенный уровень смертности от нынешнего заболевания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сопоставить статистические данные, касающиеся эпидемии атипичной пневмонии, со статистикой нынешней эпидемии.
При эпидемии атипичной пневмонии заразились 8 096 человек из 29 стран. Более 7000 пациентов – граждане Китая и Гонконга, несколько сот - из Сингапура, Таиланда, Тайваня, Филиппин и отмечены только одиночные случаи инфицированных из других стран вне Азии. Было зафиксировано 774 летальных исхода, в том числе 648 в Китае и в Гонконге. Уровень смертности от атипичной пневмонии составил 9.6 процента от общего количества инфицированных, подавляющее число смертей пришлось на апрель-июнь 2003 года, через пять месяцев после начала эпидемии.
Нынешняя эпидемия характеризуется куда более тревожными показателями. Вирус был выявлен в декабре 2019 года, и менее чем за два месяца число инфицированных достигло почти 80 тысяч человек, из них более 77 000 – в Китае (в настоящий момент число инфицированных перевалило за 82 000, из которых 78 630 – в Китае).
Уровень заражения колеблется от 600 до 2000 новых случаев в день. Уровень смертности до сих пор ниже, чем в 2003 году, и составляет около 3 процентов от общего количества смертей; причем, 2 747 человек умерло в Китае (свыше двух с половиной тысяч из них – в провинции Хубэй). За пределами Китая в сорока восьми странах по всему миру зафиксировано 3664 подтвержденных случая инфицирования и 57 случаев летального исхода.
Эпицентр вспышки нынешней эпидемии – Ухань, поэтому понятно, почему большинство инфицированных находятся в Китае. Но чем объясняется разрыв в смертности, которая вне Китая значительно ниже? Мутировал ли вирус в Китае и адаптировался к человеческому геному, характерному для этой страны? Появилось ли у него в ходе мутаций больше пепломеров, которые присоединяются к рецепторам ACE2? Или у китайцев и жителей Азии в целом рецепторов ACE2 в эпителии дыхательных путей больше, чем у остальных народов?
Исследования, проведенные в Шанхайской школе медицины, выявили, что число рецепторов ACE2 в клетках легких у мужчин азиатского происхождения действительно больше, чем у мужчин-неазиатов.
Невелико число данных рецепторов и у детей, и, вероятно поэтому до сих пор не зарегистрировано ни одного летального исхода среди детей в возрасте до десяти лет, даже в Китае. Смертность выше среди представителей мужского пола, лиц пожилого возраста, пациентов с хроническим заболеванием легких, иммунной недостаточностью, а также заядлых курильщиков. Вполне возможна, что эта оценка может быть уточнена, но тенденция понятна.
Однако эпидемия еще не перешла в пандемию. Скорее всего, это произойдет, учитывая прошлый опыт, в апреле-мае нынешнего года, с сотнями тысяч инфицированных. Чрезвычайные карантинные меры, введенные в Китае, Гонконге и соседних странах, уменьшат масштабы заражения, но не будет преувеличенным предположение, что от болезни умрут еще тысячи людей, причем, вероятно, большинство из них будут в Азии.
Эти данные могут привести к изменению политики Всемирной организации здравоохранения и других регулирующих органов. Они должны сосредоточиться на разъяснительной работе, профилактике и выделении различных групп риска, которые включают людей азиатского происхождения, пожилого населения, людей с ослабленным иммунитетом и хронических легочных больных. В то же время им следует попытаться разработать лекарства, которые блокируют рецептор ACE2 в качестве временного решения, пока не будет разработана вакцина против вируса.
Надежда придет из Израиля?
Тем временем стало известно, что после четырех лет исследований, финансируемых министерством науки и технологий, ученые из израильского Института Мигаля разработали вакцину против коронавируса, поражающего домашнюю птицу (IBV). Препарат был успешно протестирован в доклинических испытаниях и генетичеки модифицирован, чтобы применять его, как вакцину против коронавируса.
Что самое важное - группа исследователей во главе с профессором Яаковом Питковски, доктором Хен Кац и доктором Эхудом Шахаром, продемонстрировала, что коронавирус, поражающий домашнюю птицу, по своей генетической структуре весьма схож с вирусом, вызвавшим нынешнюю эпидемию.
Более того, исследование также показало, что механизм заражения обоими вирусами одинаков. По мнению ученых, это дает шанс на получение вакцины для человека в предельно короткие сроки. Вместе с клиническими испытаниями, тестированием и прочими процедурами это может занять полгода, тогда как в остальных случаях, как утверждал эксперт по чрезвычайным ситуациями Шломи Адар, появление новой вакцины может занять от года до полутора лет.