Трепет, дрожь, гусиная кожа, мурашки, озноб, кожный оргазм, по-английски frission, cold chill — всё это названия одного и того же явления, для которого в языке нет устоявшегося термина. По-научному, это трансцендентные психофизиологические переживания, а проще говоря — волна удовольствия, которая иногда проходит по коже при прослушивании некоторых музыкальных произведений.
В качестве триггера срабатывает не только музыка, но и физический контакт с человеком, эмоциональная сцена в художественном фильме и др. На Reddit даже есть сообщество, члены которого делятся друг с другом триггерами «кожного оргазма».
Почему возникает такая психофизиологическая реакция на эмоциональные раздражители? Почему она наблюдается не у всех, а только у некоторых людей? Учёным пока не удалось до конца изучить этот феномен, но полвека исследований позволяют сделать некоторые предположения.Профессор социальной психологии университета Восточного Вашингтона Амани Эль-Алайли (Amani El-Alayli) объясняет, что причиной эмоционального озноба может стать музыкальный фрагмент, который включает в себя неожиданные созвучия, внезапные изменения громкости, или просто выход артиста на сцену.
Некоторые физиологи и зоологи предполагают, что эмоциональный озноб — эволюционный рудимент, оставшийся от наших далёких (и более волосатых) предков.
Они согревали организм, создавая эндотермический слой тёплого воздуха
вокруг кожи непосредственно под шерстью (под волосками кожи). То есть
здесь работает тот же принцип терморегуляции, из-за которого у жителей
жарких стран чаще встречаются кучерявые волосы. Кудри защищают только
голову, а подъём шерсти при резкой смене окружающей температуры защищает
сразу всё тело.
С изобретением одежды необходимость
такой терморегуляции отпала, но сам триггер остался в мозге и каким-то
способом перенастроился на новый набор входных данных, а именно —
эмоциональные ощущения. Теперь эффект возникает при резкой смене эмоций, а не температуры окружающей среды. Соответственно, триггером становится любой объект, который вызывает резкий эмоциональный отклик.
По разным оценкам, эффект испытывают от 55% до 86% населения.