Его имя известно всем, а его фильмы давно стали классикой отечественного кинематографа. 17 сентября исполнилось 80 лет знаменитому кинорежиссеру, актеру, сценаристу Владимиру Меньшову.
Казалось бы, ему удалось достичь всего, о чем только можно было мечтать, но немногие знают о том, какие преграды ему приходилось преодолевать. Из-за чего Меньшов всю жизнь слышал обвинения в пошлости, аморальности и отсутствии вкуса, и почему полученный «Оскар» стал для него настоящим наказанием.
Всего, чего достиг Владимир Меньшов, он добился сам. Он родился в семье, далекой от мира искусства: его отец был моряком, позже служил в НКВД, а мать работала горничной на судне, пока не познакомилась с будущим мужем. Владимир вырос в Астрахани, на родине родителей. С юности он был заядлым киноманом и перечитал всю доступную литературу о кинематографе. Отец мечтал о том, чтобы сын стал военным, но тот грезил актерской профессией. Правда, столица покорилась ему не сразу – во ВГИК его не приняли. Меньшов вернулся в Астрахань и устроился на завод токарем, а параллельно занимался актерской подготовкой во вспомогательном составе местного драмтеатра. Перед тем, как через 4 года Меньшов стал студентом Школы-студии МХАТ, он работал и токарем, и шахтером, и моряком, и водолазом.
После окончания актерского факультета Меньшов не смог найти работу – для него нашлось место только в Ставропольском драмтеатре, где он и выступал на протяжении 2-х лет. Вернувшись в Москву, он окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1970 г. Меньшов дебютировал в кино как актер и как сценарист. Правда, вскоре он понял, что актерская профессия для него – скорее, хобби, а режиссура – призвание и дело всей жизни.
Первая же его полнометражная работа – фильм «Розыгрыш» – заслужил признание и любовь зрителей. В 1977 г. он стал лидером проката, его посмотрело больше 33 млн человек, а спустя год режиссер получил Госпремию. Но его звездным часом стал 1980 г., когда вышел фильм «Москва слезам не верит». В первый же год его увидели 90 млн зрителей, а в 1981 г. фильм Меньшова был удостоен премии «Оскар». Правда, вместо режиссера награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получал представитель советского посольства в США – самого Меньшова на церемонию награждения из СССР не выпустили. А на родине вручили гвоздику и вазу.
Получить заслуженный «Оскар» Меньшов смог только спустя годы, да и то обманом. Режиссер рассказывал: «Да меня же в свое время не выпустили получать «Оскара» и показали его только на первом фестивале «Ника» – лет так двадцать пять назад. Решили, что меня вызовут на сцену, вручат, а потом я должен буду сразу статуэтку отдать. Но я попросил у зала: «Разрешите мне его хоть одну ночь подержать дома!». Зал ответил: «Да, да!». Я забрал статуэтку и не вернул. И слава Богу, потому что потом начались невероятные пертурбации. Министры приходили и уходили, и мой «Оскар» точно бы стоял у кого-то на даче – орехи бы им кололи».
Несмотря на это, никаких жалоб и претензий к советской власти Меньшов сейчас не высказывает, как это делают многие, – говорит, уж такой был строй. Куда больше его расстроила реакция коллег, многие из которых ему откровенно завидовали. После успеха картины от него отвернулись даже те, кого он считал своими друзьями. Его называли выскочкой и непрофессионалом. На заседании Госкино на «Мосфильме» «Москву…» назвали дешевкой и позором советского кино, а режиссеру предлагали «надавать по рукам» за пошлость! Большинство коллег не скрывали своего мнения: «Оскар» достался Меньшову незаслуженно! И это при том, что в советском прокате этот фильм собрал около 50 млн рублей, при бюджете в 500 тысяч. Зрители ходили на сеансы по несколько раз, выстраиваясь в длинные очереди.
Даже после мирового признания Меньшову в СССР не приходилось почивать на лаврах. Требования к его работам были не менее, если не более суровыми, чем к фильмам других режиссеров. Идея снять лирическую комедию «Любовь и голуби» появилась у него после того, как он увидел одноименный спектакль на сцене театра «Современник». И хотя постановка пользовалась успехом, еще на этапе утверждения сценария Меньшов столкнулся с препятствиями: его обвинили в аморальности и пропаганде алкоголизма, в том, что он искажает крестьянский быт, слишком легковесно раскрывая тему пьянства. Хотя разрешения на съемки все же удалось добиться, отстоять судьбу уже снятой картины было еще тяжелее.
Съемки пришлись на пик антиалкогольной кампании, когда из фильмов вырезали все эпизоды с пьянством. И на худсовете потребовали вырезать все сцены, где герои выпивали. Следуя этой логике, из фильма пришлось бы полностью убрать все эпизоды с дядей Митей, роль которого блестяще исполнил Сергей Юрский. Понимая, что в таком случае просто «зарежут» весь фильм, Меньшов наотрез отказался вносить правки. Тогда его отстранили от работы и назначили другого режиссера для перемонтажа.
Режиссер вспоминал: «Доделывать фильм сел другой человек, но, естественно, он не мог ничего переделать, а то, что было переделано, оказалось таким бредом! Прошло три месяца, я выкуривал по три пачки в день, переживал. Там ведь где-то режут мой фильм! Считай, ребенка твоего режут! Мне казалось, я прям слышу эти звуки из монтажной… Уже думал: так, нужно где-то автомат достать, поехать в Госкино и как дать от колена! Хрен с ним – буду сидеть всю оставшуюся жизнь, но не позволю, чтобы творилось черт знает что!». Полгода фильм пролежал «на полке», а потом Меньшова пришлось вернуть, и он смог отстоять почти все эпизоды, забракованные цензурой, пишет kulturologia.ru.