Эффект Даннинга-Крюгера – одно из тех открытий в психологии, которые получили распространение далеко за рамками этой науки. Идея заключается в том, что люди, которые глупы или некомпетентны в чем-то, обычно думают, что они умнее или компетентнее, чем они есть, потому что они слишком глупы или некомпетентны, чтобы знать, насколько они глупы или некомпетентны.
Этот эффект (или, по крайней мере, его название) стал очень популярным, особенно в Твиттере, где он поминутно используется, как правило, для того, чтобы обозвать несогласных в политических спорах людей глупцами.
Это неприятное и уничижительное, но по форме научное словосочетание идеально подходит практически для любых сетевых дебатов. Более того, использование этого выражения не ограничивается случайными людьми в Твиттере. Оно на подхвате у самых популярных средств массовой информации.
Термин не создавался как оружие для интернет-боев, он предназначался для объяснения реальных явлений. (Его первооткрыватели, очевидно, были вдохновлены историей о грабителе банка, который намазал лицо лимонным соком, думая, что это сделает его невидимым, потому что лимонный сок можно использовать как невидимые чернила.)
Но теперь он превратился в оскорбление, причем очень удобное, поскольку одной короткой и умно звучащей фразой можно сразу назвать кого-то неправым, глупым и слишком глупым, чтобы даже понять, что он неправ. Если бы эффекта Даннинга-Крюгера не существовало, его следовало бы придумать.
Однако стоит отметить две вещи. Во-первых, в большинстве случаев, когда люди употребляют этот термин, они делают это неправильно. Во-вторых (что, возможно, более важно), выглядит весьма вероятным, что эффекта Даннинга-Крюгера вовсе не существует – или, по крайней мере, он гораздо менее интересен, чем думает большинство из нас.
Давайте сначала поговорим об этом первом пункте. Обычно люди интерпретируют Даннинга-Крюгера как то, что глупые люди думают, будто они на самом деле гении. Но дело не в этом.
В своей первоначальной статье 1999 года под названием «Неквалифицированный и не знающий об этом: как трудности с признанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер отметили, что реальные способности человека в чем-либо (а они взяли для рассмотрения талант юмориста, грамотность и логичность) лишь слабо коррелировали с собственной оценкой данных способностей.
Более того, они обнаружили, что разрыв между фактическими способностями и их самооценкой был больше у людей с низкими реальными способностями. То есть: люди, которые в чем-то плохи, так же плохо знают, насколько они плохи. Иначе говоря, они склонны думать, что они лучше, чем есть на самом деле.
По словам авторов, испытуемые слишком плохо умели выполнять какое-либо задание, чтобы знать, как должно выглядеть хорошо выполненное задание: например, у них было настолько слабое чувство юмора, что они не могли понять, насколько несмешными были их шутки. Или – давайте признаем, мы все это думаем – что люди, слишком глупые, чтобы понимать Брексит или Ковид, также слишком глупы, чтобы понимать, что они этого не понимают.
Но это не то же самое, что сказать, будто самые глупые люди думают, что все они Эйнштейны. Просто они оценивают свои способности хуже, чем более умные люди. В среднем наименее компетентные люди занижают оценку своих способностей так же, как большинство компетентных людей.
Однако и для самого Даннинга-Крюгера дела обстоят не лучшим образом. Статья, опубликованная в журнале Intelligence, предполагает, что этого эффекта может вообще не существовать – или, по крайней мере, его можно в значительной степени объяснить как статистический артефакт.
Вы можете подумать, что все это лишь любопытные, но не очень знчимые академические подробности. Однако есть две причины отнестись к этому более серьезно.
Во-первых, Даннинг-Крюгер привлекает к себе очень много внимания, по крайней мере, по стандартам психологических открытий. Он получил Шнобелевскую премию – комедийную версию Нобелевской премии – в 2000 году, и о нем даже была написана опера. Один ученый указал на патерналистский аспект: по его выражению, подразумевается, что «мои навыки позволяют мне думать за вас». Мы все указываем на глупых людей, которые верят в неправильные вещи, и говорим: эти люди - идиоты, их можно игнорировать, они – очередной случай Даннинга-Крюгера.
Во-вторых, важно, чтобы мы хотели верить только в то, что реально. Эффект Даннинга-Крюгера – это резонансная вещь, в которую верят многие. Куда легче сказать, что кто-то представляет собой случай Даннинга-Крюгера, чем заниматься выявлением реальных причин, по которым люди могут верить в те или иные вещи или вести себя так, как они себя ведут.