«Почему завалили ВНО»? - Владимир Спиваковский

«Почему завалили ВНО»? - Владимир Спиваковский

Результаты ВНО по математике шокировали: тесты, необходимые для вступления в технические вузы страны, завалила треть выпускников - 31,11%.

Среди причин эксперты называют ненадлежащий уровень проведения тестирования, отсутствие второй проверки, профессиональной команды и катастрофически снижающийся уровень знаний.

Поговорив с основателем первой в Украине частной школы лицея "Гранд" и онлайн-школы "Гранд-Экспо" Владимиром Спиваковским, OBOZREVATEL нашел еще пять причин этого громкого фиаско.

В.С. – Не сказал бы, что результаты смертельные или совсем уж неудовлетворительные, ведь достичь 100% КПД сегодня нереально, а 69% всё-таки преодолели этот барьер.

Тем не менее, заметна деградация образования вообще, как в математике, так и в других науках, поскольку быть умным стало немодно. Не мечтают дети становиться изобретателями или инженерами. Нет перспектив применить свой ум в нашей стране. А если нет мест приложения труда, то исчезает и мотивация учиться.

OBOZREVATEL. – В Центре оценивания качества образования уже заявили: главная причина провала – то, что тесты писали немотивированные дети.

В.С. – Я думаю, что не стоит обобщать. Обычно 30-50% учеников – всегда немотивированные. Они ходят в школу, потому что надо: типа, все ходят, или родители посылают, или школа для них – нечто среднее между камерой хранения и тусовкой.

Еще процентов 35% – дети, которые мотивированы хорошо учиться, но не более. Для них важны не знания, а оценки – чтобы родители «не доставали».

И, наконец, 10-15% - действительно талантливые, жаждущие знаний, те, кому мало школьной программы, кто ищет новые источники информации, образовательные платформы, курсы ... И на кого в буквальном смысле слова охотятся вузы, причем зарубежные.

Ко мне приходят из-за рубежа по три-четыре запроса ежедневно: найдите талантливого ребенка! Они готовы взять его на полное обеспечение, еще и доплачивать, пусть только учится у них! Поэтому обвинять детей, что они все глупы и немотивированные, - несправедливо.  

OBOZREVATEL. – Вы находите таких абитуриентов, когда просят?

В.С. – Я патриотически настроенный человек, и обеими руками за то, чтобы украинские таланты оставались в Украине, развивались в Украине и приносили нашей стране пользу. Но, опять же, будет ли одаренный мальчик или девочка у нас востребованным? Может, пусть лучше рубежом реализуется, жизнь одна...

Да и качество высшего образования в нашей стране, к сожалению, оставляет желать лучшего. Диплом даже модного вуза не гарантирует ни знаний, ни трудоустройства.

OBOZREVATEL. – Вынуждена согласиться: об этом свидетельствуют "почетные 400-е места" наших вузов-флагманов в европейских и мировых рейтингах.

В.С. – Да, увы, выпускник лучшего экономического вуза не способен составить бизнес-план. Даже брендовые университеты дают не очень качественное образование – те, куда все стремятся попасть.

OBOZREVATEL. – Кстати, ВНО – действенный инструмент или нет? Или старые добрые экзамены лучше?

В.С – Когда в 2008 году создали систему ВНО, ее главной целью было преодоление коррупции. Потому что в ведущие учебные заведения поступали «по блату», по знакомству, за взятки ... У талантливого абитуриента из глубинки практически не было шансов!

Сломать эту схему было необходимо. Однако сейчас я выскажу непопулярную позицию: всё-таки, бороться с коррупцией должны правоохранительные органы - полиция, прокуроры. А школа должна давать знания. Во всем мире так, и не надо вешать на учителей еще и борьбу с коррупцией!

Тем не менее, первые годы система ВНО свою функцию выполняла, так как был конкурс. А сейчас количество абитуриентов и количество мест в учебных заведениях примерно сравнялись. И коррупция потеряла смысл, так как конкуренция за знания исчезла. Ребенок думает: ну и что, я все равно поступлю – не в этот вуз, так в другой.

OBOZREVATEL. – Не скажите, 31% в этом году не вступит туда, где профильная дисциплина - математика ...

В.С. – И что? Жизнь кончится? Для кого-то это станет уроком, он попытается сдать ВНО в следующем году, кто-то поедет в соседнюю Польшу, где наше ВНО не играет роли, и будет учиться.

OBOZREVATEL. – Вернемся к причинам. Всё-таки хочется понять, почему аж целая треть тех, кто проходил тесты, провалилась. Об отсутствии мотивации мы поговорили, о спаде уровня образования в стране тоже. Может, тесты сверхсложные? Виноваты карантин и связанное с ним онлайн-обучения?

В.С. – Может, и сложные, но… обратите внимание: 69% тестовый барьер таки преодолели.

А упреки в сторону онлайн-обучения вообще напрасны. В прошлом году я сделал то, о чем давно мечтал, - создал онлайн-школу.

Много говорить о ней не буду, чтобы вы не решили, что это реклама, суть вот в чем: онлайн-обучение эффективно, если его правильно организовать. Я, например, очень волновался за физику и химию: ну как учить химию в онлайне? Это же должно что-то булькать в пробирке, кипеть.

... А физика! Как в онлайне показать колебания маятника и закон Ома? Но – была бы задача поставлена. Мы нашли лучших учителей, сняли интересные уроки. И вот результат: трое наших учеников выиграли олимпиады по химии и по истории! Хотя занимались дистанционно.

Кстати, не надо делать из дистанционного образования некое новшество, возникшее исключительно из-за пандемии. Ещё до коронавируса у нас в стране 65 000 детей учились дистанционно: дети артистов, бизнесменов, спортсменов, те, у кого поблизости нет школы, кому состояние здоровья не позволяет школу посещать ... Разве все они – невежды? Нет.

Онлайн-обучение – уже составная часть нынешней жизни, и от этого никуда не деться. Им нужно заниматься, совершенствовать, привлекать психологов, медиков, изучать особенности, правильно строить расписание... А не говорить, что из-за ковида все ушли в онлайн и массово отупели. Копайте глубже. Дело не в онлайне, а в неумении им пользоваться.

Одному ребенку нужен контроль, а другой без "присмотра" заниматься не может. У кого-то дома один компьютер на пятерых. Или в деревне, в провинции, вообще нет интернета и компьютера, и купить не за что. Но это не значит, что ученик и его семья не готовы к онлайну.

Есть проблема и с учителями. Мы в онлайн-школу набирали команду – перешерстили 500 человек, едва отобрав 60 нужных.

Еще одна причина слабых знаний на ЗНО: у многих родителей просто не было денег на репетиторов. Кризис съел сбережения у людей, а без репетитора при постоянных карантинах трудно подготовиться к поступлению. Особенно когда речь идет о математике.

Вообще можно искать много причин, почему не получилось добиться высоких показателей ВНО.

Но это как во Вторую мировую исследовали, какие самолеты уязвимы, а какие нет. Сначала изучали те, что были подбиты, но что там по фрагментам обломков поймешь?

Наконец пришли к выводу: надо изучать те, которые вернулись и не пострадали. Так и здесь: разбираться, почему 31 процент не сдал – это догонять вчерашний день.

Лучше попытаться понять, почему 69%, несмотря ни на что, эту математику сдали.

Владимир Спиваковский