Уже ранним утром около входа в Дом Инвалидов образовалась небольшая пробка — с рассвета сюда съезжались желающие
проститься с Шарлем Азнавуром. Одни подъезжали к главному входу на дорогих машинах, другие — добирались на метро. Азнавура любили во Франции действительно все: его песни,
подобно музыке Эдит Пиаф, слушали как интеллектуалы, так и обычные работяги.
Тем, кто любил его песни — а имя Шарля Азнавура знакомо каждому французу — он
запомнится неунывающим, элегантным, с постоянной улыбкой на лице. Таким он и был — и на сцене, и на экране, и, как рассказывают его друзья, в обычной жизни. Тем страннее
сегодня было видеть, что последние почести ему отдавал военный оркестр в мундирах и первые лица государств в черных галстуках.
В Доме Инвалидов проходила официальная
государственная церемония — особая почесть, которой во Франции удостаивались, к примеру, Симона Вейль, Клод Ланцманн, Мишель Рокар и те, память о ком навсегда осталась в
истории Франции. На нее традиционно пригласили первых лиц государства, в том числе бывших президентов Франсуа Олланда и Николя Саркози, политиков, дипломатов, деятелей
искусства, кино и всю парижскую элиту. В прямом эфире церемонию показывали почти все французские телеканалы, а около Дома Инвалидов ее транслировали на больших экранах: во
внутренний Почетный двор смогли попасть только несколько сотен зрителей без приглашений.
Когда лучи солнца коснулись земли в Почетном дворе, покрытый французским
флагом гроб с телом Шарля Азнавура внесли под звуки дудука, национального армянского инструмента. Потом армянскую «Dle Yaman» сменила «Марсельеза», исполненная военным
оркестром.
На церемонии прощания выступили премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Франции Эмманюэль Макрон — Азнавур был
одним из немногих исполнителей, которого одинаково любили как на его исторической родине, откуда его родители бежали во время геноцида, так и во Франции, где он родился.
Поэтому отдельное место внутри двора Дома Инвалидов выделили представителям армянской диаспоры Франции: они, по их собственным словам, переживают потерю Шарля Азнавура
так, словно у них умер близкий член семьи.
Никол Пашинян в своей речи вспомнил, что Шарль Азнавур был защитником Армении и помог стране восстановиться после
землетрясения 1988 года, когда жертвами подземных толчков стали 30 000 человек. Диск с его песней «Pour toi, Armenie» (Для тебя, Армения), написанной после трагедии, был продан
миллионным тиражом, а собранные средства позволили заново построить дома и дороги.
Назвав Шарля Азнавура человеком, прославившим армянскую нацию, премьер-министр
Пашинян пообещал и сам «построить новую Армению», которой певец мог бы гордиться. Азнавур не дожил лишь нескольких недель до саммита Франкофонии в Ереване, на котором он
должен был стать почетным гостем.
Если Никол Пашинян в своем выступлении говорил о роли Азнавура в развитии Армении, то Эмманюэль Макрон говорил о нем больше как
о поэте. «Он держал перед нами зеркало утешения, которое делало наши слезы не такими горькими, — сказал французский президент, — А в сердце каждого из нас он продолжит свой
путь, шагая прямо, с рукой в кармане, с той полуулыбкой, которую мы хорошо знаем. И в наших сердцах он доживет до ста лет, потому что во Франции поэты никогда не умирают».
После «Марсельезы» и «Dle Yaman» заиграла знаменитая «Emmenez-moi», — «Уведите меня на край земли», — именно под нее гроб с телом Шарля Азнавура покинул Дом
Инвалидов. Траурный кортеж, направившийся на кладбище Монфор-л’Амори, где захоронены родственники Азнавура, толпа проводила овациями.