Похвала и детская самооценка

Похвала и детская самооценка

Родители хвалят своих детей, и это естественно. И неважно, что на этот раз сделал ребенок – научился пользоваться горшком, съел все овощи на тарелке, нарисовал красивый рисунок или выиграл орфографический конкурс, - мама и папа готовы осыпать его комплиментами. Но когда дело доходит до повышения детской самооценки, похвала не всегда имеет положительный эффект. Этой теме посвящено специальное издание журнала Child Development под редакцией Эдди Бруммельмана из Университета Амстердама и Сандера Томаэса из Университета Утрехта. В этом номере дается углубленный анализ процесса развития чувства собственного достоинства у ребенка – причем для того, чтобы ребенок начал чувствовать уверенность в себе, вам нужно действовать совсем не так, как вы думали раньше.

Бруммельман указывает, что дети рождаются без чувства самосознания, но совсем скоро они начинают задавать вопросы: «Кто я?» и «Каково мое место в мире?». Некоторым детям присуща высокая самооценка, и они могут чувствовать свое превосходство над сверстниками, другие сомневаются в себе и считают себя хуже других. Однако никто не понимает, отчего дети инстинктивно причисляют себя или к первой, или ко второй группе. «О происхождении детской самооценки известно удивительно мало, - объяснил Бруммельман. – Нам обязательно нужно пролить свет на этот важный вопрос. Для этого в этом журнале мы привели сборник статей: наша цель - продемонстрировать новые исследования по этому вопросу».

Социальные отношения детей - неотъемлемая часть процесса формирования их мнения о себе и своем месте в этом мире. Исследования показали, что у детей, имеющих теплые, любящие отношения со своими родителями, чаще бывает высокая самооценка. Тем не менее, когда их бесконечно превозносят, осыпая похвалами, несоразмерными их достижениям, их самооценка может резко упасть. 

Вместо щедрых похвал родители должны сосредоточиться на теплоте и сердечности. В частности, родители должны проявлять интерес к делам своих детей и делиться с ними радостью. Тогда дети будут чувствовать, что их ценят. Согласно собственным исследованиям Бруммельмана, у детей может сложиться пониженная самооценка, а иногда даже нарциссизм, когда их родители говорят в их адрес много чрезвычайно позитивных, преувеличенных фраз, например «Вот это да, ты потрясающий!» или «Ты невероятно хорошо с этим справился!». Избыток похвалы может привести к тому, что дети будут бояться разочаровать родителей, а это рискует вылиться в нездоровое отношение к неудачам. Другие исследования показывают, что родители могут научить детей тому, что неудача иногда бывает полезна, и для этого детям нужно завести привычку задавать себе вопрос: «Почему я не достиг желаемого результата, и что я могу сделать, чтобы изменить исход в будущем?».

Кроме того, исследования показывают, что родителям необходимо настроить ребенка на саморазвитие, то есть убедить его в том, что он может развить свои базовые способности самоотверженностью и трудолюбием. Дети, которых хвалят за старания, а не способности или конечный результат, с большей вероятностью вырастут уверенными в своих силах, что положительно скажется на их самооценке.