Польский украинец — любовь всего народа

Польский украинец — любовь всего народа

Валерий Ободзинский родился в Одессе в январе 1942 года. Его отец был поляком, а мать украинкой.

Ещё в школе будущий артист увлекался пением и сам научился играть на гитаре и контрабасе. Голодное послевоенное время повлияло на поведение местных мальчишек: они ходили на пляж, где Валерий пел для отдыхающих, а его друзья шарили по их карманам.
После школы Ободзинский, имевший кличку Цуня (от слова «цунами» — так его прозвали за взрывной темперамент), устроился работать кочегаром, а позже стал массовиком-затейником на прогулочном теплоходе «Адмирал Нахимов».
Как и многие ребята того времени, Валерий был стилягой: носил узкие брюки-дудочки, взбитый кок на голове, пиджак с ватными плечами. Он так и не получил музыкального образования и даже не знал нот. Помогали абсолютный слух и определённая доля нахальства — прослушав песню хотя бы один раз, он мог не только точно воспроизвести её, но и исправить те моменты, где предыдущий, пусть и знаменитый, исполнитель, по мнению Ободзинского, пел недостаточно искренне.
Работа среди отдыхающих на теплоходе была постоянно связана с выпивкой и весёлыми компаниями. И Валерию, который, по собственному признанию, первый раз напился в 15 лет, это очень нравилось.
Кстати, Ободзинский всю жизнь был заядлым курильщиком. Уже став профессиональным исполнителем, он старался до концерта весь день воздерживаться от табака, чтобы не посадить голос. Зато после выступления мог одну за другой выкурить пачку сигарет.

Что за точки после буквы «Л»?

В 1961 году Ободзинский познакомился и позже женился на Неле Кучкильдиной, дочери капитана теплохода «Азербайджан». Их брак длился до 1987 года, у них родились две дочери — Анжелика (от названия песни «Анжела», которую исполнял Ободзинский) и Валерия (названная в честь певца).
Местечковые успехи теплоходного исполнителя не устраивали певца — он мечтал о большой эстраде. Попасть в штат филармонии в Сибири было проще, чем в какой-нибудь из областей европейской части СССР, и Ободзинский уехал в Томск, где играл в ансамбле на контрабасе и пел песни. Исполнилась первая часть заветной мечты — он наконец-то стал профессиональным артистом. А через какое-то время к Валерию пришла настоящая слава.
Его пригласили выступать в составе знаменитого оркестра под управлением Олега Лундстрема, где в разные годы солистами были такие известные исполнители, как Майя Кристалинская, Аида Ведищева и Алла Пугачёва. Правда, работа с прославленным коллективом длилась недолго, но именно после этого на молодого певца обратили внимание. А главное — у него появился первый настоящий шлягер — «Восточная песня» композитора Давида Тухманова на стихи Онегина Гаджикасимова со знаменитыми словами «В каждой строчке только точки после буквы «Л»…». Валерий исполнил песню на новогоднем «Голубом огоньке», и она надолго стала хитом всех танцевальных площадок.

Эта песня потом аукнется Валерию совершенно маразматическим образом. В 1970 году, в канун празднования 100-летнего юбилея В.И. Ленина, всесильный культурный чиновник, председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин вдруг поставит перед своими подчинёнными вопрос: «А что это за точки после буквы «Л», не о Ленине ли идёт речь?». И на всякий случай запретил все песни Ободзинского для теле- и радиоэфира.

Популярность и «ободзинки»

Ещё больший успех принесла Валерию следующая совместная работа с Тухмановым — песня «Эти глаза напротив» (стихи Татьяны Сашко). Она стала вершиной творчества исполнителя и его визитной карточкой на долгие годы.
В конце 1960-х годов фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первую пластинку Ободзинского. Её тираж был 13 миллионов экземпляров! Государство получило около 30 миллионов рублей прибыли. А с Валерием «честно» расплатились — его гонорар составил 150 рублей.
После этого пластинки стали выходить одна за другой. Исполнителя приглашали работать в кино. В частности, он исполнил песни «Старый гриф» в фильме «Золото Маккенны», а также «Русское поле» в картине «Новые приключения неуловимых». Его концерты проходили с неизменными аншлагами, а популярность была просто фантастической. Девушки, которых называли «ободзинками», буквально вешались на шею певцу, проникая за кулисы и в гостиничные номера.
На фоне такого массового ажиотажа довольно странно выглядит единственное звание певца — заслуженный артист Марийской АССР. Валерию пообещали, что после его получения власти автономной республики будут ходатайствовать о звании заслуженного артиста РСФСР, а за это исполнитель два месяца бесплатно выступал в марийских сёлах. Но просьбу руководства автономной республики наверху отклонили.

Министр Екатерина Великая

На высоком уровне у певца было слишком много недоброжелателей, включая тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву. Главные претензии сводились к тому, что советский исполнитель должен петь песни с гражданским содержанием, т.е. О Ленине, партии и её младшем брате комсомоле.
Однажды Екатерина Алексеевна, проверяя репертуарные планы, позвонила в Театр эстрады:
— У вас поёт Ободзинекий? Сколько дней подряд?
— Двадцать семь.
— Он что, народный артист? У нас Райкин столько не работает. Снять все концерты!
— Но билеты проданы, зритель его любит…
— Нам зритель не указ. Мы должны воспитывать народ!
В центральных газетах стали регулярно появляться статьи, осуждающие творчество Валерия — за западную манеру держаться на сцене и отсутствие патриотических песен.
Известно, когда певец от этой травли просто сломался. Это случилось в новогоднюю ночь 1976 года. Валерий, не употреблявший алкоголь 15 лет, от безысходности «развязался» и ушёл в запой.

Сняты все грехи…

Жизнь певца и его окружения превратилась в кошмар. Запои стали постоянными, концерты срывались. Валерий выходил на сцену пьяным, кое-как исполнял одну-две песни и уезжал отсыпаться в гостиницу. Администраторы концертных залов больше не хотели с ним работать — кому нужны проблемы с недовольными зрителями?
Семейная жизнь певца тоже разладилась. Он развёлся и ушёл из дома. Дочери остались с матерью.
В 1986 году Ободзинский перестал выступать. Некоторое время по стране ходили слухи, что он трагически погиб — то ли в авиакатастрофе, то ли от рук неведомых бандитов.
А Валерий по-прежнему жил в Москве — только теперь жизнь была совсем другой. Квартиру он потерял и обитал во времянке на галстучной фабрике, где работал сторожем и постоянно пил с рабочими.
Неизвестно, чем бы всё это закончилось (не исключено, что смертью в пьяной драке), но в его жизнь вмешалась любовь — та, о которой он столько пел.
Ободзинского разыскала его давняя поклонница Анна Есенина и сумела вытащить кумира из алкогольного болота. Именно Анна, ставшая гражданской женой Валерия, уговорила его снова выйти на сцену.
В сентябре 1994 года состоялось выступление певца в концертном зале «Россия». Организаторы подстраховались: по их просьбам, радиостанции несколько дней транслировали старые записи исполнителя — и оказалось, что поклонники его не забыли!
Концерт прошёл с ошеломляющим успехом. Валерию предложили гастроли во многих городах. Ещё целых три года он был на пике популярности — правда, новых шлягеров масштаба «Восточной песни» или «Эти глаза напротив» у него так и не появилось, но для успешной концертной деятельности вполне хватало прежнего материала.
Валерий скончался от сердечной недостаточности 26 апреля 1997 года — в канун православной Пасхи. Ему было всего 55 лет. В храме во время отпевания священник сказал:
— Умереть так, как он, мечтает любой священнослужитель. Он умер под Пасху.
А это значит, что с него сняты все грехи.

Akirama.com