Украина могла потерять юг в 2014 году? В марте, после оккупации Крыма, российские войска зашли вглубь Херсонской области на 8 километров, но об этом эпизоде известно немного. Тогда россияне захватили часть Арабатской Стрелки: там ситуация была наиболее напряженной, высадились на полуострове Ад и закрепились на Чонгарском полуострове ‒ это все южные районы Херсонской области. Как брали Стрелковое? И почему, в конце концов, отступили? Крым.Реалии нашли украинского полковника, который в 2014 году, чтобы не допустить продвижения россиян вперед, вел переговоры с ними с гранатой в кармане.
15 марта 2014 года на Арабатской Стрелке в селе Стрелковое высадились более 40 российских десантников. Вроде бы для охраны газораспределительной станции. Отрезанной от материковой Украины осталась южная часть Стрелки с базой отдыха «Валок». К северу был открыт путь на районный центр Херсонской области Геническ.
Видели много капониров под тяжелую технику. Это и танки были, это и «Грады» былиЭмиль Асанов
«По экипировке служащих было видно, что здесь были спецназовцы. Потому что было тяжелое вооружение, тяжелая техника. Видели много капониров под тяжелую технику. Это и танки были, это и «Грады» были», ‒ вспоминает Эмиль Асанов, в 2014 году инспектор пограничной службы Геническа.
«15 марта это были силы специальных операций, где-то за день они провели ротацию, вошли подразделения десантно-штурмовых войск, воздушного десанта, возможно, и чеченской национальности. Были слышны их переговоры», ‒ рассказывает Сергей Куз, в 2014 году командир 1-го аэромобильно-десантного батальона 79-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ.
Все переговоры осуществлялись с ними с гранатой в кармане. Понять, как действия могут развиваться в тот период, мне было неизвестноСергей Куз
«Были доли секунды до применения оружия. Но максимально удобной позиции для поражения у нас в то время не было», ‒ убеждает Сергей Куз.
Украинский офицер провел переговоры с российскими военными и убедил их, что у него численное преимущество в личном составе. Хотя это было не так.
«Все переговоры осуществлялись с ними с гранатой в кармане. Потому что понять, как действия могут развиваться в тот период, мне было неизвестно», ‒ говорит Сергей Куз.
Наших украинских солдат поддерживали всем, чем моглиЮрий Пуделко
«Все население помогало. И обеды возили. Ну, действительно, народ был сплочен. Как-то все переживали, чтобы не допустить никакой агрессии. Наших украинских солдат поддерживали всем, чем могли. Я тогда помог, у меня была заскладированная машина блоков железобетонных, я именно на этот пост передал, чтобы правильно построить ту оборону», ‒ вспоминает Юрий Пуделко, он в марте 2014 года был бизнесменом, а теперь он сельский голова Стрелкового.
Тогда можно было поверить, что завтра здесь будут российские войска. К тому же рядомВалерий Семенов
«Люди пророссийские здесь, некоторые чуть ли не с хлебом-солью встречали. Здесь, наверное, поколения должны измениться, чтобы, наконец-то, поняли. Я говорю, вы хотя бы на свою выгоду посмотрите. Все коммуникации идут из Геническа, электричество, дорога, все идет из Геническа», ‒ говорит владелец мини-пансионата на Арабатской Стрелке Андрей.
«Тогда можно было поверить, что завтра здесь будут российские войска. К тому же рядом. Поэтому кто-то готовил российский флаг, а кто-то просто в напряжении ожидал, как дальше будут разворачиваться события», ‒ говорит народный избранник пяти созывов Генической районного воета Валерий Семенов.
Полуостров Ад расположен на админгранице с Крымом, рядом отстойники завода «Крымский титан». Меньше чем в 5 километрах село Первоконстантиновка. До оккупированного Армянска отсюда меньше 15 километров. Российские военные прибыли в Ад конце февраля 2014 года, еще раньше, чем на Арабатскую Стрелку.
«Они въехали и там у моста стояли, и у нас здесь в селе катались. Потом через некоторое время исчезли и вот там окопались уже. И уже сидели там», ‒ вспоминает житель Первоконстантиновки Иван.
‒ Они хотели с Ада проскочить сюда (в Первоконстантиновку), но у них не получилось.
‒ Была попытка сюда пройти?
‒ Да, да, да. Они здесь потопили их ‒ установку они здесь хорошо и «бэху» ...(БМП ‒ боевая машина пехоты).
‒ А какая установка? Ракетно-зенитная?
‒ Да, да, да.
Чтобы остановить продвижение российских военных в Херсонскую область, в район Первоконстантиновки сначала снарядили восьмидесятую десантную бригаду из Львова. Затем на ротацию зашла одна из самых боеспособных бригад в 2014 году ‒ тридцатая десантная бригада из Новоград-Волынского. Россияне покинули полуостров Ад только в декабре в 2014-м, накануне Нового года, рассказывают жители Первоконстантиновки.
Чонгарский полуостров в Херсонской области граничит с оккупированным Крымом. До железнодорожной станции Новоалексеевка чуть больше 20 километров и 60 километров до оккупированного Джанкоя.
Это были профессиональные подразделения, скорее всего, это были военнослужащие по контрактуСергей Куз
Весной 2014 года российские СМИ показывали, что блокпост на Чонгаре организовали бойцы «Беркута». Но разведчики Сергея Куза с 79-й бригады докладывали и о российских кадровых военных.
«Информацию, которую мы открыли от наших офицеров оперативной группы, что уже есть усиление ‒ вооружение БТР-80 РФ, также были бронированные автомобили типа «Тигр». Это были профессиональные подразделения, скорее всего, это были военнослужащие по контракту», ‒ говорит Сергей Куз.
В свою очередь украинские десантники из 79-й бригады закрепились на Чонгаре, вблизи села Сальково, и установили там блокпост. Это позволило бы остановить продвижение противника у Чонгарского полуострова и не дать выйти российским военным на Новоалексеевку.
«Получил задание в составе тактической группы моего батальона выйти к населенному пункту Чонгар. Осуществить контроль района, выставить необходимые, по возможности, блокпосты, осуществлять патрулирование и не допустить продвижения в направлении Херсонской области возможных вооруженных формирований России», ‒ вспоминает Куз.
14 марта 2014 года Сергей Куз вступил в переговоры с россиянами на Чонгаре. Но речь шла не об отступлении противника, а об обмене военнопленными. Трех украинских военных обменяли на одного российского.
«С нашей стороны это были трое военнослужащих, насколько меня сориентировали, с 73-го Центра. А со стороны России мы задержали в то время военного чеченской национальности», ‒ вспоминает Сергей Куз.
«Но это действительно вопрос: «А почему? Почему, казалось бы?» Либо они залезли туда, где уже была граница старая между Крымской и Херсонской областями. Возможно, чтобы потом не говорили: «Вы ведь не только Крым заняли, а заняли часть территории Украины». Возможно, но реальной причины я не знаю», ‒ предполагал в эксклюзивном интервью Крым.Реалии в июне 2021 года экс-премьер Украины и бывший председатель Службы безопасности Украины Евгений Марчук.
«Мы планировали еще завести технику девяносто пятой бригады с Арабатской Стрелки. Там не было никого со стороны Крыма. Она была свободна для прохода. Там на второй день появился блокпост усиленный. Именно на базе Арабатской Стрелки со стороны Крыма. То есть нам заблокировали уже и это. Такая реакция была российской стороны на наши действия», ‒ считает Виктор Муженко, в 2014 году заместитель начальника Генштаба ВСУ.
Возможно, они использовали возможность захватить какие-то ключевые объекты, ключевые объекты инфраструктурыСергей Куз
«У них был четко отработанный план, по которому они действовали. Возможно, на каком-то этапе они проводили просто демонстрационные действия. Возможно, они использовали возможность захватить какие-то ключевые объекты, ключевые объекты инфраструктуры. Понятно, что они получили то, что они сейчас пока контролируют украинский Крым. Поэтому главное задание было в этом направлении», ‒ говорит Сергей Куз.
«По моим наблюдениям, Путин давал приказ: во время сопротивления, при условии первого сопротивления, не идти, останавливаться. Вот к большому удивлению, именно на момент конца февраля 2014 года, если бы я был на месте стратега военного, и даже того же Путина, который хвастается, что он большой КГБист, ну это самый идеальный был момент для захвата территории», ‒ замечает Сергей Сериков, очевидец событий на Арабатской Стрелке 15 марте 2014 года, волонтер и журналист еженедельника «Миг» (Запорожье).
На следующий день после высадки российских военных на Арабатской Стрелке, а также после их появления на Чонгаре и полуострове Ад, в Крыму состоялся так называемый «референдум», не признанный в мире. Под дулами российских автоматов Крым перешел под контроль Кремля.