Португальский ученый вернул науке бронтозавров

Португальский палеонтолог вернул бронтозавров науке — он доказал, что эти ящеры были самостоятельным видом, а не просто особями апатозавров. О возвращении бронтозавров со «свалки видов» и мира массовой культуры в науку рассказывается в журнале PeerJ. Коротко об исследовании сообщает Science News.

Гигантских травоядных ящеров впервые идентифицировали в США в конце XIX века, во время знаменитых «Костяных войн» — соперничества двух богатых палеонтологов за окаменелости запада страны. В 1877 году Гофониил Марш (Othniel Marsh) представил короткое описание одного из своих скелетов, назвав его обладателя апатозавром («обманчивый ящер»). Через два года он так же кратко описал вид бронтозавров («громовых ящеров»). В 1903 году другие ученые решили, что кости слишком мало отличаются, чтобы представлять отдельные виды, и отдали пальму первенства апатозаврам.

Эмануэл Чопп (Emanuel Tschopp) из лиссабонского Нового университета не ставил своей целью «воскрешение» бронтозавров. В рамках своей докторской диссертации он попытался максимально подробно описать родственные отношения между диплодокидами — существовавшим 160-145 миллионов лет назад семейством зауроподов, куда входили самые крупные динозавры планеты. Труд Чоппа описывает 81 скелет и 477 анатомических свойств — это крупнейший обзор травоядных ящеров.

В частности, Чопп изучил шесть образцов Apatosaurus excelsus (такое имя бронтозаврам присвоили после 1903 года). По его мнению, A. excelsus от других апатозавров отличает как минимум 12 различных особенностей скелета — не меньше, чем признанные виды (диплодока от барозавра, например). Бронтозавры были менее массивными, их отличала закругленная лопатка и удлиненная таранная кость.

Хотя некоторые палеонтологи критически отнеслись к классификационным новшествам Чоппа (они считают, что подвид A. excelsus остается вполне адекватным таксоном), множество авторов с восторгом отнеслись к научному воскрешению одного из наиболее знаменитых видов динозавров в культуре. «Бронтозавр занимает видное место в массовом сознании. Хорошо, что он снова с нами… Это показывает, что наука меняется со временем, и что возможно отказаться даже от самых укоренившихся точек зрения», — заявил Филип Мэннион (Philip Mannion), палеобиолог из лондонского Имперского колледжа.

Источник: http://lenta.ru/