Итак, незадачливый, ущербный еще с проекта и со стапеля российский недоносец «Адмирал Кузнецов», половину своей жизни проведший в ремонтах, но так и оставшийся инвалидом, потерял очередной самолет, на этот раз Су-33. Снова порвался трос аэрофинишера и многоцелевой истребитель рухнул в море. А ведь самолетов всего-то на палубе и в ангарах «Кузи» было около десятка. Поневоле вспоминается старая английская считалочка: «Их осталось восемь»…
Поход, в который «Кузю» спешно вытолкнули после очередного косметического ремонта, практически без летчиков, умеющих взлетать с палубы и садиться на нее (тренажерный комплекс под Ейском так и не завершен), вызывал насмешки с самого начала. Особенно он поразил весь мир, когда задымил весь Ла-Манш! Удивили и пожарные машины на палубе, но совершенно не удивило привычное сопровождение буксиром. Без буксира его выпускать в море нельзя ни в коем случае!
Разумеется, никакой это не авианосец, а дорогостоящая имперская побрякушка, плавучая потемкинская деревня, 60 тысяч тонн бутафории. Авианесущие корабли и у могучего СССР не получались и не приживались, а уж у нынешней России и подавно. Пишут, что все дело в военных технологиях, в которых она отстала навсегда. Оно-то так, согласен, но все же откуда это вечное отставание в технологиях?
Авианосец позволяет ответить на этот вопрос, показывая, что дело гораздо серьезнее. Там сама система не работает, отторгая все новое и передовое. В принципе, на те триллионы, что страна профукала в последние 15 лет, можно было легко заказать и купить штук шесть современных авианосцев, о которых так мечтают российские адмиралы, но с ними было бы то же самое, что и с «Кузей»: самолетов нет, летчиков нет, тренировочного комплекса нет, береговой инфраструктуры нет. Можно и это все заказать на западе, обучить людей там же, но и тогда АУГ (авиационных ударных группировок), сравнимых с американскими, у России не будет. Страна такая, а ее на западе или в Китае не купишь.
Вспомните печальную судьбу предшественников «Кузи»: вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград» плюс тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» проданы на металлолом. ТАВКРы «Киев» и «Минск» стали музеями-аттракционами в Китае, «Варяг» превратился в китайский же авианосец «Ляонин». «Адмирал Горшков» стал индийским «Викрамадитьей» и с его модернизацией получился большой скандал: строить большие корабли в России уже разучились, кадры потеряли, так что процесс затянулся на много лет и модернизация обошлась дороже нового авианосца.
Авианосная Цусима! А ведь новейшие были корабли: «Новороссийск», к примеру, не прослужил и десяти лет. Причем дело не в развале Союза, корабли стали на прикол раньше. Самой большой их бедой было отсутствие оборудованных пирсов даже в родных портах. Гиганты стояли на рейдах и жгли главные энергетические установки. Создатель чудовищного советского Гранд флита адмирал Горшков считал, что лучше построить еще корабль и затем уже выбивать деньги на береговую инфраструктуру. Когда же деньги давали, он строил еще один корабль и в 1985 году заложил авианосец под самолеты горизонтального взлета. Правда, никто не верил, что промышленность — через тридцать лет после англичан! — быстро сделает паровую катапульту, поэтому адмирал согласился на корабль с носовым трамплином. Так и появился «Адмирал Кузнецов»: 56 тыс. тонн водоизмещения, 36 мощных Су-33, учебные самолеты, самолеты дальней разведки, вертолеты. Сила!
Но в состав флота корабль вошел в 1991 г., когда все рушилось, и пришлось натуральным образом красть его и угонять в Россию. Где лишь через пять лет удалось наскрести не то 26, не то 15 самолетов для авиагруппы, однако в ангарах больше семи никогда не базировалось. Самолеты ДРЛО (дальней радиолокационной разведки), без которых АУГ как без глаз, так и не появились, а еще у «Кузи» с рождения текли котлы. Он не мог дать и половины полного хода, а несколько раз вообще гас как лампочка, и ветром его чуть не выносило на скалы. А ведь даже мощным «Сушкам» трудно взлететь без катапульты, если корабль не даст полный ход. Приходится снимать подвесное вооружение, недоливать топлива и куда уж тут штурмовать вражеские авианосцы или сирийских ополченцев.
Много времени уходит на подъем с ангарной палубы, если же учесть еще 14 минут на подготовку к взлету, то можно ли считать «Кузнецова» авианосцем? Редко с его палубы взлетало больше звена. Между тем время выпуска звена на американском «Нимице» — две-три минуты (самолеты взлетают парами), у него четыре катапульты, и вся многочисленная авиагруппа взлетает за 45 минут. Проще говоря, как боевая единица никакой ценности российский корабль не представляет, поэтому в Сирии всю его авиагруппу перебросили на базу Хмеймим.
Уровень подготовки матросов и офицеров крайне низок, а летчиков, умеющих взлетать с палубы, меньше, чем космонавтов. В море корабль выходит редко, да и куда ходить? Только в дружескую Сирию. Кстати, в первый поход, в 1996 году по глупой браваде чуть не потеряли авиагруппу, устроив у границ Израиля высший пилотаж. Пальцы израильских летчиков уже лежали на кнопках пуска ракет! Впоследствии они уже не волновались, опытные пилоты ушли на пенсию, пилотаж устраивать стало некому, авианосец же с пустой палубой никого не интересовал.
В общем, в «Кузе» как в зеркале отразилась вся путинская Россия, помешанная на величии. Но не по Сеньке шапка, авианосцы – вот индикатор истинного величия! Если они у вас есть – нет вопросов. Если их нет, то и вопросов нет. И лишь одна страна сумела ответить на вопрос о величии, не решая его. Авианосцы у нее как будто были. А с другой стороны – их как бы и не было. Умом эту страну не понять, а другим местом поворачиваться к ней не стоит. Она столь загадочна и так давно, что ее загадка уже никому неинтересна и все терпеливо ждут неизбежного краха чрезмерно агрессивной державы, стараясь предусмотреть и минимизировать неизбежные издержки.
Кстати, об империях: их символом издавна были линейные корабли. Россия также умела их строить, а вот авианосцы оказались ей не по зубам. Почему? Потому что слишком сложны для этой примитивной страны. Говоря так, я отнюдь не хочу унизить ее, но констатирую факт: Россия всегда предпочитала простые, армейские методы управления, сама ее природа препятствует развитию демократий, обществ постоянно усложняющихся и потому развивающихся. Которым любой вызов на пользу.
Вот и авианосцы, синтезировав в себе корабли и самолеты, то есть по сути два главных инструмента, связывающих наш мир воедино, стали рычагом глобализации и усложнения мирового общества. Причем они действуют наравне и вместе с другими символами тотальной глобализации — на наших глазах Интернет и мобильные телефоны завершают информационную революцию, начатую компьютерами. Но Россия стоит в стороне от этого процесса, у нее завершается контрреволюция и налицо прогрессирующая деградация.
Парадоксальным образом авианосцы Америки, которые могли бы стать могучим оружием в деле созидания империи, вместо этого служат инструментом демократий, символом общества, склонного к переменам, да и по силам оказались тоже лишь им. То же, что происходит с «Кузнецовым», это, наоборот, конвульсии, последние судороги последней империи. Императорская Япония, скажете вы, первой подняла авианосный меч? Да, но и пала от него же. Зато умение Японии строить и применять авианосцы показало ее способность к построению демократии, в отличие от России. Нет, господа, диктатурам и деспотиям они не по зубам, что и показал бесславный поход последнего обломка СССР.