Последняя холодная война

Последняя холодная война

Пока высоколобые эксперты спорили о том, возможна ли в XXI веке новая холодная война, она уже началась. На сей раз роль знаменитой «длинной телеграммы» сотрудника американского посольства в Москве Джорджа Кеннана, написанной в начале 1946 года, выполнила информация агентства АР, где цитировались выдержки из доклада Объединенного комитета начальников штабов о возможных действиях США в случае нарушения Россией Договора о ракетах средней и меньшей дальности (IMF Treaty). В докладе прямо говорится, что в случае выхода Москвы из этого договора в Западной Европе вновь могут быть размещены ракеты средней дальности для «контрсилового воздействия» на аналогичные системы, которыми располагает Россия. Через некоторое время глава британского оборонного ведомства Филип Хэммонд заявил, что в этом случае Лондон совместно с Вашингтоном будет вынужден принять решение о размещении на своей территории ракет средней дальности: «Мы должны послать четкий сигнал России, что не позволим ей перейти черту».

Следует признать, что это вполне логичный результат попыток российских властей шантажировать Вашингтон возможностью выхода из Договора РСМД. Еще в середине предыдущего десятилетия тогдашний министр обороны Сергей Иванов неоднократно пускался в рассуждения о том, что, отказавшись от обладания ракетами средней дальности в 1987-м, Россия, мол, ущемила свою безопасность. Ведь за четверть века многие государства обзавелись такими ракетами и теперь угрожают ими нашей стране.

На самом деле подобные рассуждения — чистый софизм. Москва за счет своего арсенала стратегического ядерного оружия обладает абсолютным превосходством в ядерных вооружениях над всеми государствами за исключением США. Но российским руководителям почему-то казалось, что угроза выхода из РСМД может всерьез испугать Вашингтон. В печати периодически появлялись рассуждения о том, что тактическая ракета «Искандер» при модификации может легко превысить введенное договором ограничение дальности в 500 километров. Добавим, что из Москвы периодически раздавались угрозы разместить «Искандеры» в Калининградской области. Буквально на днях заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что вместо уничтоженной в соответствии с РСМД ракеты «Ока» скоро появится новый комплекс.

Около года назад Соединенные Штаты прямо обвинили Россию в нарушении РСМД. Однако при этом не уточнили в чем, собственно говоря, это нарушение состоит. Что конечно же ослабляет их позицию в пропагандистском плане. Подозреваю, Пентагон не хочет раскрывать возможностей своей разведки. Впрочем, военные специалисты США уверены: Москва действительно проводит испытания в обход РСМД. И уже, как видим, предлагает варианты ответных действий в случае, если США начнут развертывание ракет средней дальности. Кремль может гордиться: после десяти лет всевозможных угрожающих заявлений от них перестали отмахиваться, а отнеслись всерьез.

Вот это я и называю началом новой холодной войны. Рискну предложить свое определение. Холодная война — это ситуация, когда, с одной стороны, в отношениях между странами существуют противоречия, не разрешимые дипломатическим путем. Сегодня эти противоречия сводятся к тому, что Москва требует предоставления себе неких особых прав в решении судеб бывших советских республик. Эти права Запад, даже если бы захотел, предоставить не может. С другой стороны, то, что обе стороны располагают гигантскими ядерными арсеналами, делает невозможным разрешение этих противоречий военным путем. В результате стороны переходят к взаимному военному сдерживанию. Смысл которого сводится к тому, что потенциальный агрессор должен знать: если он развяжет войну, ему будет нанесен неприемлемый ущерб. И именно это знание заставляет его отказаться от агрессии.

Доклад Комитета начальников штабов США, насколько можно судить, первый признак перехода к такой стратегии. «Мы ориентированы в первую очередь на сдерживание, — сообщил газете «Уолл-стрит джорнэл» один из чиновников Пентагона. — Очевидно, Россия видит в нас соперников. Поэтому нам необходимо решить, как мы можем добиться стабильности в ситуации, которая кажется взрывоопасной».

Когда стороны вступают на этот путь, декларации и заявления в расчет уже не принимаются. Анализируются лишь военные и военно-технические возможности. Например, способность России начать серийное производство новых ракет. Пока что с теми же «Искандерами» это не слишком получается: с 2006 года, согласно официальным данным, удалось изготовить всего 60 пусковых установок. Подозреваю, что в отличие от СССР Россия такой количественной гонки вооружений не выдержит. Что до военно-стратегической ситуации, то с выходом из РСМД Москва и Вашингтон возвращаются к тупиковой ситуации начала 80-х. Советские ракеты тогда могли достичь Лондона и Бонна, но не доставали до американского континента. А вот «Першинги» и крылатые ракеты наземного базирования за несколько минут могли долететь до Москвы и Ленинграда…

Добро пожаловать в новый старый мир. Подозреваю, что это тот самый мир, в котором, по мнению немецкого канцлера, живет Владимир Путин.

Александр Гольц

Источник