Поворот на юг. Почему Африка стала так важна для России

Поворот на юг. Почему Африка стала так важна для России

Роль Африки во внешней политике России существенно вырастет, обещал недавно министр иностранных дел Сергей Лавров. В отличие от многих других заявлений российских чиновников, это не просто слова.

Россия включилась в гонку за Африку во второй половине 2010-х годов, когда стало очевидно, что сотрудничеству с Западом пришел конец. Позади уже были аннексия Крыма, война в Донбассе и санкции. Полномасштабное вторжение в Украину вернуло внешнюю политику Москвы к временам холодной войны, когда критически важно иметь свой политический лагерь. Возглавить его у России, в отличие от СССР, не получается: ей почти нечего предложить Африке. Скорее, она сама нуждается в поддержке бывшего «третьего мира», где Африка играет главную роль. Это крупнейший блок стран, голосующих в ООН, и одна из перспективнейших экономик.

Юг вместо Запада

Возвращение России в Африку началось после военной операции в Сирии в 2015 году (отдельные проекты до этого не в счет). Москва восстановила влияние на Ближнем Востоке, а страны Глобального Юга оценили продемонстрированную при этом силу и то, как отчаянно Россия защищала президента Сирии Башара Асада. Они постарались привлечь Москву на свою сторону в решении региональных конфликтов.

Противостояние с Западом усиливалось, и Москве были нужны союзники — хотя бы на уровне риторики. Где как ни в Африке поймут про колониализм, лицемерие западных элит и прочее из лексикона российской дипломатии.

Экономические выгоды сотрудничества тоже очевидны. Африка — один из самых перспективных рынков с населением 1,3 млрд человек. Это каждый шестой житель Земли (около 17%), а будет больше. По прогнозу ООН, глобальный прирост населения до 2050 года обеспечат всего девять стран, из них пять — в Африке (Нигерия, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Танзания и Египет), причем население стран к югу от Сахары удвоится.

Все хотят на Юг

В общем, есть за что бороться. «Африка все больше становится континентом возможностей. Она обладает огромными ресурсами, потенциальной экономической привлекательностью», — говорил Владимир Путин в 2019 году перед первым саммитом «Россия — Африка» в Сочи. Лейтмотивом саммита стало возвращение России.

Воспользоваться возможностями Африки непросто. Пока Россия не интересовалась Африкой, ее далеко обогнали США, Евросоюз, а главное, Китай. В 2018 году, перед саммитом, товарооборот России с африканскими странами составил 18 млрд долларов, гораздо меньше, чем у соперников: 61 млрд долларов — у США, 204 млрд — у Китая, более 300 млрд — у стран ЕС. Саммиты с африканскими лидерами ЕС проводит с 2000 года, Китай — с 2006-го, а США — с 2014-го. Есть и другие участники гонки за Африку — Индия, Бразилия и даже Индонезия, список постоянно растет.

Зато России не пришлось начинать с нуля. Ее козырь — задел и репутация, оставшиеся со времен СССР.

Россия поставляла в Африку прежде всего оружие и зерно. Перед саммитом в Сочи она вышла на первое место по поставкам вооружений странам к югу от Сахары. В 2018–2020 годах Африка импортировала 32% пшеницы из России.

Игра без плана

Этим дело не ограничивалось. Российский бизнес, конечно, ориентировался на Запад, но возможности в Африке не упускал. Среди крупнейших проектов — добыча алмазов в Анголе, строительство АЭС и промышленной зоны в Египте, разработка нефтяных месторождений.

Но это скорее эпизоды. Российский бизнес плохо понимает, как работать в Африке, особенно в центральной ее части. «С Африкой не так просто, люди боятся — это такая деликатная история», — рассказывал бывший владелец аптечной сети «36,6» Артем Бектемиров, вложивший 35 млн долларов в рыбный завод в Сенегале. Главные риски в Африке связаны с изменением ситуации в стране и «недружественными действиями со стороны политических или деловых группировок», объяснял он. Свое решение Бектемиров обосновывал тем, что Сенегал — «довольно спокойная страна», где «десятки лет не было переворотов, демократия», а риски «недружественных действий» не так уж сильно отличаются от российских: «Я занимался приватизацией в 1990-х и всякое видел. Российского предпринимателя сложно удивить». В общем, инвестиции «на любителя». Инструмент влияния же был другим.

Африканские страны могут добиваться поблажек в санкциях, но в остальном преследуют собственные интересы, выбирая того, с кем крепче экономические связи

Настоящее возвращение в Африку началось с демонстрации силы. Она и стала главной, хоть и неформальной статьей российского экспорта во многие страны. В 2017 году в Африку пришла ЧВК «Вагнер» и вся теперь уже бывшая бизнес-империя Евгения Пригожина. Схема «безопасность в обмен на прибыль» (получение денег за оказание военных, часто охранных услуг, а также преференций для компаний, прежде всего в сфере добычи полезных ископаемых) оказалась востребована. «Вагнер» стал визитной карточкой России в Африке, хотя российские власти долго от него дистанцировались. Перед гибелью Пригожина они готовились заменить в Африке «Вагнер» на другие ЧВК, но сути это, кажется, не меняет.

На Ближнем Востоке и в Африке ЧВК «Вагнер» никогда не рассматривалась отдельно от Кремля, а, напротив, считалась одним из проводников его политики. Если хаотичные действия можно назвать политикой. «В тех странах, в которые я достаточно неплохо погружен, я считаю, что мы не делаем абсолютно ничего. Наша бюрократия затягивает всё. <…> Мы сталкиваемся с колоссальными трудностями при взаимодействии с МИД, с Министерством обороны и с другими ведомствами. Американцы, французы и другие игроки на африканском континенте ведут себя в разы, в десятки, в сотни раз более активно, чем мы», — возмущался в апреле Пригожин.

Он выразил то, что годами говорили российские африканисты: у России не было и нет четкой стратегии развития отношений с Африкой (впрочем, как и с Ближним Востоком), а были лишь интересы разных структур. Упорядочивать их и выстраивать стратегию отношений с Африкой стали лишь после саммита 2019 года. Речь шла о бизнес-планах, возвращении российских культурных центров и бюро новостных агентств, вещании на Африку, увеличении стипендий для африканских студентов. Результатом стал принятый в июле на втором саммите «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге план действий на 2023–2026 годы. Весьма расплывчатый: 177 пунктов «содействовать», «поощрять», «развивать» и прочее без единой цифры.

За прошедшие между саммитами четыре года особых успехов нет. Из-за войны в Санкт-Петербург приехали только 17 президентов и четыре премьер-министра 54 африканских стран (в Сочи их было 45), руководители остальных делегаций были рангом ниже. Товарооборот не изменился: в 2022 году те же 18 млрд долларов, что и в 2018-м. С учетом пандемии и санкций это, может, и не провал, но точно не достижение.

Без внятной стратегии рассчитывать на успех сложно. Теперь удвоения товарооборота с Африкой ждут к 2030 году.

Санкции не обойти

Россия хочет от Африки развития экономических связей и политической поддержки в противостоянии с Западом.

С экономикой дело не задалось. Лучшая иллюстрация: за месяц до саммита в Санкт-Петербурге его деловая программа была сокращена в два раза.

Поначалу Россия надеялась на помощь в обходе санкций, но быстро выяснилось, что надеялась напрасно. Год назад Марокко отвергло предложение построить хаб для поставки товаров в Россию. Африканские страны не упоминаются среди тех, через кого в Россию доставляются необходимые ей товары. Не стоит ожидать от них особой помощи в этом, предупреждают эксперты Центра изучения Африки НИУ ВШЭ: там, где это критично (поставки продовольствия, удобрений, энергоносителей), африканские страны могут добиваться поблажек в санкциях, но в остальном они преследуют собственные интересы, выбирая того, с кем крепче экономические связи. Примеры — отказ Египта от платежной системы «Мир» и приостановка полетов Royal Air Maroc в Россию. «Большинство стран Африки не станут подставлять под удар вторичных санкций собственные, уже успешно функционирующие финансовые институты», — пишут эксперты Центра изучения Африки, советуя создавать новые, с участием России и «дружественных» стран.

Вторжение в Украину сильно ухудшило имидж России в Африке. Как и имидж великой державы

Вот как они описывают развилку: «Бездействие способно свести на нет торгово-экономические успехи в Африке за последние 10 лет: без создания независимой финансово-технической и логистической инфраструктуры… товарооборот со странами континента с 18–20 млрд долларов сократится на треть или даже наполовину за несколько лет. Но он может и вырасти — до 35–40 млрд в год в течение пяти-семи лет при условии преодоления инфраструктурных ограничений». Но как их преодолеть? Созданный странами BRICS банк соблюдает все санкции и отказался инвестировать в Россию и из-за ее участия в капитале не может привлекать доллары. А переход на национальные валюты повлечет проблемы вроде тех, что Россия имеет с Индией: огромный перекос в торговле (Россия продает африканским странам гораздо больше, чем покупает у них) приведет к тому, что на счетах российских компаний будут скапливаться крупные суммы в их валютах, с которыми непонятно что делать.

Поэтому пока все сводится в основном к красивым словам. Путин на саммите объявил о списании странам Африки долгов на 23 млрд долларов. В 2019 году заявлялось о 20 млрд, то есть за четыре года Россия простила Африке три миллиарда. По итогам первого саммита некоторые страны получили дополнительные квоты на обучение в российских вузах, были подписаны 92 соглашения, контракта и меморандума о взаимопонимании (они, впрочем, ни к чему не обязывают) на 1 трлн рублей. На втором саммите соглашений было 161, но суммы уже не раскрываются.

И, конечно, с особой помпой попытались представить ситуацию вокруг зерновой сделки.

Поддержки не получить

О выходе из нее Россия объявила перед самым саммитом. И это яркий пример, почему будет сложно добиться и второй цели — заручиться политической поддержкой африканских стран.

Целью сделки было обеспечить зерном и удобрениями самые бедные страны (прежде всего в Африке, конечно) и сдержать цены на них. В течение года Россия не препятствовала экспорту украинского зерна через черноморские порты, и Путина всем миром уговаривали не выходить из сделки. Чем больше зерна на рынке, тем ниже цены и наоборот. Африка покупала 12% зерна в Украине, но Путин заявил, что Россия с легкостью его заместит. Многие расценили это как вытеснение с рынка врага и конкурента. Не стоило это делать, тем более перед саммитом.

Но этого мало. На саммите Путин пообещал бесплатно поставить по 25–50 тыс. тонн зерна шести странам Африки. Это было уже на грани унижения, и президент ЮАР Сирил Рамафоса ответил Путину: «Мы пришли не для того, чтобы просить какие-то дары» — и призвал его вернуться в зерновую сделку. А президент Зимбабве (одной из тех стран, которым Путин обещал зерно) Эммерсон Мнангагва заявил, что стране это не нужно. По окончании форума Россия начала бомбить украинские зернохранилища. О какой политической поддержке со стороны африканских стран может идти речь при таком отношении?

Пригожин выразил то, что годами говорили российские африканисты: у России нет стратегии развития отношений с Африкой, а есть лишь интересы разных структур

Тем более что африканские страны очень чувствительны к вопросам территориальной целостности и иностранного военно-политического вмешательства. Вторжение в Украину сильно ухудшило имидж России на континенте. Как и имидж великой державы. В Африке отлично понимают, что Россия становится все больше зависима от третьих стран, готовых ее поддерживать политически или в обход санкций.

При этом Россия мало что может дать Африке в обмен на ее поддержку. По размеру инвестиций она не сравнится с Западом и Китаем. Не стоит ждать от нее и технологий.

Россия сейчас повышает политический вес африканских стран, позволяя им лавировать между теми, кто заинтересован в сотрудничестве с ними. Кроме того, для многих стран Африки по-прежнему важно сотрудничество с РФ, которая не требует демонстрировать приверженность демократическим ценностям и даже готова оказывать силовую поддержку отдельным режимам.

Возможно, поэтому отношение к России в Африке сильно различается от страны к стране. Согласно исследованию Gallup, в Мали негативно высказались о России 8% населения, а в Ботсване — 61%. Война ухудшила отношение Африки к России, хотя оно по-прежнему лучше, чем на других континентах. А страны к югу от Сахары — единственный регион, где российское руководство больше одобряют (35%), чем не одобряют (32%).

Контрнаступление Украины

Неслучайно Украина стала уделять пристальное внимание Африке. «Наша стратегия состоит не в том, чтобы заменить Россию, а в том, чтобы освободить Африку от российской хватки», — объяснял министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Россия, по его словам, «очень старается удержать страны на своей орбите с помощью принуждения, подкупа и страха».

Киев вступил в гонку за Африку после начала войны, когда понял, что отношение в ней к войне за пределом западных стран не столь однозначно. «Мы начинаем с нуля в Африке», — признал Кулеба. С тех пор он успел дважды побывать там. «Первое турне было историей, второе — это уже система», — заявил Кулеба в начале второй поездки.

Союзники здесь у Украины те же. США и ЕС еще до войны рассматривали Россию и Китай, как потенциальную угрозу своим интересам в Африке. В августе 2022 года в ходе турне по африканским странам госсекретарь США Энтони Блинкен представил стратегию администрации Байдена для стран к югу от Сахары: в том числе противодействие «негативной» роли Китая и России в Африке.

США, несмотря на заявления о российской угрозе в Африке, понимают, что в вопросах бизнеса Россия им не конкурент. Борьба идет за то, удастся ли России увеличить поддержку в ООН. В годовщину войны Генеральная Ассамблея ООН приняла очередную резолюцию о действиях России в Украине: 141 голос за, семь против и 32 воздержавшихся. Против документа с требованием к России «немедленно, полностью и безоговорочно вывести все свои вооруженные силы с территории Украины», выступили всего две африканские страны: Мали и Эритрея. За проголосовали 30, воздержались — 15. Есть за что бороться.