Повороты судьбы советской Шахерезады

Повороты судьбы советской Шахерезады

Ее называли одной из самых ярких сказочных красавиц – популярность Елене Тонунц принесла главная роль в кинотрилогии о Шахерезаде. После удачного старта в 1980-х гг. ее кинокарьера должна была бы пойти на взлет, но этого не случилось. Актриса пропала с экранов, и эта творческая пауза затянулась почти на 20 лет. Что стало причиной этого, чем занимается и как выглядит Елена Тонунц в наши дни.

Об актерской профессии Елена Тонунц (в девичестве Кокалевская) не мечтала – ее отец служил на флоте и настаивал на том, чтобы она занималась спортом и поддерживала хорошую физическую форму, а мать была преподавательницей бальных танцев, и она позаботилась о том, чтобы параллельно с художественной гимнастикой дочь осваивала балет. И спортивная, и танцевальная подготовка, и привычка к самодисциплине позже ей очень пригодились на съемочной площадке, но на тот момент Елена об этом даже не задумывалась.

После школы Елена отправилась в Москву, где ей удалось поступить на геологический факультет МГУ. Поначалу профессия геолога казалась ей очень романтичной, но в первый же год обучения она поняла, что ошиблась в своем выборе: «Видимо, в душе я всегда была гуманитарием, жадно тянулась к гуманитарным знаниям. Науку я, конечно, изучала, но интереснее была студенческая жизнь, замечательные дискотеки, поездки, путешествия, летняя практика – в Крыму, в устье Амура, в Астраханском крае».

Все, что ее действительно интересовало в университете, – это студенческие поездки и концерты художественной самодеятельности, в которой она активно участвовала. Только на сцене она чувствовала себя, как рыба в воде. Тем не менее учебу Тонунц успешно завершила и попала по распределению в Дивногорск. Там она обнаружила, что совершенно не готова работать в тех условиях, в которых часто приходилось трудиться геологам. Позже она вспоминала: «Там были жуткие условия жизни, барак стоял в чистом поле, добираться до института надо было пешком, а вечером – затемно. Я просто не вышла на работу. Меня потом разыскивали, ведь тогда был закон, обязывающий молодого специалиста отрабатывать три года по распределению. Иначе нельзя было получить трудовую книжку, устроиться на другую работу, поступить учиться. Пришлось хитрить. Я прописалась у родных в Горьком и как бы заново приехала в Москву, устроилась по лимиту дворником. Ночами печатала, как машинистка. Так я сдавала экзамены в театральное училище».


После возвращения в Москву Елена начала готовиться к поступлению в театральный вуз. С первой же попытки ей удалось стать студенткой ГИТИСа. Уже на первом курсе эффектная красавица начала сниматься в кино. Первый успех пришел к ней спустя 4 года, когда Елена сыграла матроса женского экипажа буксира «Циклон» – одну из главных ролей в фильме «Берегите женщин». Во время съемок Елене очень пригодилась ее спортивная подготовка. «Мне, этакой бесшабашной морячке, приходилось носиться по трапам, как заправскому спринтеру. А чтобы не выделяться среди своих более рослых подруг, надевать под брюки-клеш туфли на высоких каблуках. И не отставать от них, хотя те бегали в кедах. В том же фильме надо было показать умение пользоваться приемами рукопашного боя – специально ходила в секцию карате», – рассказывала актриса. В том же году она снялась в эпизоде фильма «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли. После этого ее кинокарьера пошла на взлет.

Всесоюзная популярность пришла к Елене Тонунц в середине 1980-х гг., после того как она исполнила главную роль в трех фильмах о сказочной героине Шахерезаде. Первую часть этой трилогии – «И еще одна ночь Шахерезады» – в 1985 г. посмотрело больше 18 млн зрителей. Вторая часть – «Новые сказки Шахерезады» – имела такой же успех, в год выхода она собрала в кинотеатрах почти 19 млн зрителей.

Однако съемками в кино творческие амбиции актрисы не ограничивались. В 1990 г. Тонунц поступила на режиссерский факультет ВГИКа и попробовала свои силы в этой профессии, сделав паузу в актерской карьере. Свой выбор она объясняла так: «Это очень трудная и серьезная профессия, занимающая мысли 24 часа в сутки. Она намного ответственнее, чем актерская. Роль надо выучить и исполнить. Режиссер же – главное организующее начало. От выбора темы – до мельчайших деталей».

Ее короткометражка «Однажды вечером» заслужила одобрительные отзывы кинокритиков и получила несколько наград на международных студенческих кинофестивалях. Но на этом поприще Елене не удалось достичь больших успехов – единственной ее полнометражной режиссерской работой стал фильм «Я никуда тебя не отпущу», снятый в 1994 г.

После этого о судьбе Елены Тонунц долгое время ничего не было известно – на экранах она не появлялась, новых фильмов не выпускала. Только с 2010 г. она снова начала сниматься в фильмах и сериалах, и с тех пор ее фильмография пополнилась 14-ю работами. Как и для многих актеров ее поколения, фатальными для ее карьеры стали 1990-е гг. – времена затяжного кризиса в отечественном кинематографе, наступившие после распада Союза.

В наши дни Елена Тонунц продолжает сниматься в кино, но ведет непубличный образ жизни и почти никогда не дает интервью. О ее личной жизни известно только то, что ее ранний брак быстро распался, детей у актрисы нет. Однажды она рассказала журналистам о том, что в зрелом возрасте пришла к религии, которая помогает ей справляться со всеми жизненными сложностями и испытаниями. Актриса даже окончила Богословский институт.

О том, что ее привело к вере, Елена рассказывала: «Я – человек цели. Я не могу жить, если не пойму, для чего живу: эта мысль меня мучила с детства. В доме у нас никогда не говорили о Боге... Но уже в детстве я могла часами сидеть у окна, глядя на небо, звезды, и думать, для чего создан человек, для чего он живет. И подспудно (сейчас я понимаю, что это Господь Бог мне посылал) ко мне приходили ответы: человек создан для совершенствования, он должен быть лучше, добрее, снисходительнее, терпимее... Я хотела понять, как надо жить. Позднее стала читать православную литературу. И обстоятельства жизни помогали мне. А потом у меня была удивительная, неожиданная поездка в Иерусалим, где вопреки всем правилам мне удалось продлить мое пребывание на неделю (после фестиваля, где я была членом жюри), и самой исходить весь город, побывать у Гроба Господня, подняться на Елеонскую гору, где есть православный храм, помолиться в нем, купить крестик, четки...».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/091219/44876/