Предпринимателей третьей группы ожидает «переливание крови». Переживут операцию не все
Ставки будут выше
Многие частные предприниматели — как творческих видов деятельности (журналисты, рекламисты, консультанты, программисты, дизайнеры), так и владельцы магазинчиков, парикмахерских, торговых точек — часто зарегистрированы на третьей группе плательщиков единого налога без НДС с упрощенной системой ведения учета. Сейчас эта категория предпринимателей платит единый налог (ЕН) 4% от валовой выручки и единый социальный взнос (ЕСВ) 20% от минимальной заработной платы (всего — 1434,51 грн за IV квартал 2015 года).
Теперь, когда баталии между сторонниками парламентской и правительственной налоговых реформ завершились неким компромиссным вариантом, рассмотрим его в части, касающейся предпринимателей третьей группы — так называемых упрощенцев.
Оба законопроекта, как парламентский, так и минфиновский, подразумевали увеличение ставок в несколько раз за четыре года. Но самым опасным элементом декларируемой реформы было желание Министерства финансов рассчитывать ЕСВ по ставке 20% от доходов предпринимателя, а не от базовой величины минимальной заработной платы. Такой подход в пересчете на валовую выручку привел бы к совокупной ставке налогообложения к 2019 году в 24% (ЕН+ЕСВ) от вала, что несоизмеримо выше нынешних 4% плюс небольшой ежеквартальный единый социальный взнос.
Пока, по предварительной информации, в результате «консенсуса» депутатам будет предложено рассмотреть иной порядок налогообложения частных предпринимателей, чем планировалось в первоначальных вариантах, и более мягкие ставки.
Другая база
Версия «Консенсус 2.0» налогового проекта от Минфина предлагает, что налогообложению предпринимателей группы «B» (так будет называться с нового года третья группа) подлежит разница между доходами и расходами предпринимателей, и это станет базой для начисления единого налога. Для упрощенцев, не ведущих учет расходной части, в Налоговом кодексе прописаны коэффициенты — какая часть полученной валовой прибыли относится на расходы. Так, в 2016 и 2017 годах — коэффициент 0,85; в 2018 году — 0,65; в 2019 году— 0,45. То есть в ближайшие два года на расходы будет относиться 85% валовой выручки, а единый налог рассчитается от 15% вала (100% вся выручка — 85% расходы). Эту сумму обложат по ставке 18% (ранее планировались более жесткие коэффициенты и ставка 20%).
Если бы Минфин не менял терминологию и не запутывал граждан, то в пересчете на пока еще действующую простую систему понятных процентов от вала новые ставки выглядят так: в 2016–2017 годы — 2,7% от валовых доходов (вместо нынешних 4%), в 2018 году — 6,3%, в 2019 году — 9,9%. Получается, что в следующие два года единый налог даже немного уменьшится, но затем вырастет. Правда, чиновники Министерства финансов упрямо не хотят написать это простым и понятным языком и вводят вышеупомянутые коэффициенты. Наверняка для того, чтобы потом их легче было поменять, не сказав в явном виде: «Мы повышаем ставки налогообложения», а сообщив, мол «меняются коэффициенты базы налогообложения».
Но самое опасное для малого бизнеса — желание правительства принять за базу для начисления ЕСВ именно доход с учетом коэффициентов, что означало бы реальные ставки от 16% до 24% от вала. В результате политических баталий, после «консенсуса» (в достоверности которого еще необходимо убедиться, когда депутаты проголосуют), появилась надежда, что останется прежняя база — минимальная заработная плата, 20% от которой отчисляется в виде ЕСВ.
Запреты и ограничения
Под нож реформы намерены отправить всех юридических лиц — упрощенцев. Их в новом Налоговом кодексе не предусмотрено как класса. Вариантов предлагается два — перерегистрироваться на общую систему налогообложения или самоликвидироваться.
Кроме того, плательщикам единого налога будет запрещено заниматься внешнеэкономической деятельностью по импорту товаров. Весьма странная попытка окончательно загнать в тень даже небольшие ростки белого челночного бизнеса появилась в виде подпункта 11 пункта 262.5.1 проекта Налогового кодекса. Ограничивается исключительно импорт товаров (с ввозом или без ввоза на территорию Украины). Запрета пользоваться зарубежными услугами нет, заниматься экспортом тоже можно.
К сожалению, правительство жестко настаивает на требовании применения расчетно-кассовых аппаратов при работе с наличными. Правда, «консенсусный»текст уже содержит согласие считать фискальными регистраторами планшеты или мобильные телефоны, на которые установлено специальное сертифицированное программное обеспечение (его разработают позднее). А 75% расходов на приобретение регистраторов расчетных операций (РРО) государство намерено компенсировать из местных бюджетов. Механизм компенсации пока не ясен.
По непонятной причине авторы реформ забыли, что в законе «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» осталось старое определение расчетных операций, к которым фискалы относят и платежи при помощи платежных карт. Логично было бы разделить их по принципу приема — через платежный терминал с физическим присутствием карты (как в магазинах), или дистанционный метод оплаты (например, на сайте), когда продавец не держит в руках платежный инструмент, а прием денег фактически осуществляет банк в безналичном виде. Существующая формулировка, увы, по-прежнему дает возможность наказать из-за отсутствия РРО любой интернет-магазин, принципиально не торгующий за наличные.