В Гааге в пятницу, 24 сентября, заканчиваются выступления родственников пассажиров рейса MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. В течение нескольких недель родители, дяди и тети, мужья и жены, дети жертв катастрофы рассказывали суду, через что им пришлось пройти, чтобы добиться правды о падении «Боинга» в Украине.
В суде выступить решились 90 родственников погибших. Большинство из них проводили свою семью в отпуск — на борту рейса MH17, летевшего из Амстердама в Куалу-Лумпур, были 80 детей.
В суде близкие жертв рассказали, как в первые дни после крушения им пришлось ходить по врачам и собирать «материал», который помог опознать погибших. Один из них — Петер Батс — забирал у стоматолога зубную карту, чтобы найти своего 12-летнего сына.
Тела в результате взрыва разорвало на части, и в Голландию их отправляли «кусочками», рассказали родственники. Хоронить погибших приходилось по несколько раз, так как фрагменты тел возвращали в течение года.
Тех, кто потерял в катастрофе MH17 близких, продолжают мучить кошмары. В Гааге они поделились, что ночью им снятся украинские поля и обломки самолета.
Гражданка Нидерландов Риа ван дер Стин, которая потеряла в катастрофе сына, закончила свою речь в суде фразой, предписанной писателю Александра Солженицына. «Они лгут, мы знаем, что они лгут, и они знают, что мы знаем, что они лгут», — сказала она. На самом деле эти слова из книги «Гора крошек» принадлежат Елене Гороховой, напоминает «Радио Свобода».
«Я хотел бы задать Путину вопрос»
Йос Джианоттен, дочь которого находилась на борту «Боинга», обратился к президенту России Владимиру Путину.
Дорогой Владимир, вы помните, как 20 лет тому назад, в 2000 году, когда в Баренцевом море затонула подлодка «Курск», вы после разговора с родственниками согласились принять помощь двух голландских компаний Smit Internationale и Mammoet? Они поднимали «Курск» со дна.
Помните, как 21 октября 2001 голландцы доставили 115 из 118 тел на верфь в Мурманске? Знаете ли вы, что родственники MH17 жаждут правды так же, как и российские родственники экипажа «Курска»?
На скамье подсудимых в Гааге должны были находится три гражданина России — Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский, Олег Пулатов, а также выходец из Украины Леонид Харченко. По мнению обвинения, военные из самопровозглашенной «ДНР» помогли российской военной технике пересечь границу и сыграли «ключевую роль» в убийстве 298 человек. Ни один из подсудимых не приехал в Гаагу. Лишь один из них — Олег Пулатов — прислал своего адвоката.
Суд в Гааге возобновится в ноябре 2021 года. Ожидается, что прокуратура вынесет обвинительное заключение. Приговор может быть вынесен через год.