"Раскол в русской архиепископии Европы – заслуга патриарха Кирилла" - Виталий Портников

"Раскол в русской архиепископии Европы – заслуга патриарха Кирилла" - Виталий Портников

На фоне предоставления автокефалии Православной церкви в Украине (ПЦУ) Вселенский патриарх Варфоломей принял другое, менее заметное, но не менее знаковое решение – упразднил архиепископию православных русских церквей в Западной Европе, в своем нынешнем виде существовавшей в Константинопольской церкви с 1921 года.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – бывший экзархат русских церквей в составе Константинопольского патриархата – включает 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции и Норвегии.

Трудно сказать, какие именно соображения подтолкнули Варфоломея к такому решению – опасения внутренней оппозиции в собственной церкви из-за решения по ПЦУ или же примиренческий жест в сторону Москвы – мол, я на русское православие не посягаю и параллельных структур не имею.

Москва или Константинополь?

Сама по себе архиепископия – учреждение довольно странное даже по церковным меркам. Она появилась прежде всего из-за разногласий ее основателя, митрополита Евлогия, с клиром Русской православной церкви за границей, а затем – и с руководством РПЦ. А поскольку деваться особо было некуда – 30-е годы все же – то пришлось обратиться в Константинополь.

При этом сам Евлогий пытался то примириться с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ), то вернуться в Московский патриархат – и вернулся. Но паства его уже не поддержала, осталась под Константинополем.

Константинополь, в свою очередь, пытался то передать русские приходы РПЦ, то оформить ее автономию. Так и пришли к нынешнему статусу архиепископии с правами экзархата. Именно этот статус патриарх Варфоломей и ликвидировал. И с его решением паства архиепископии и ее глава, архиепископ Иоанн (Реннето) не согласились. И заявили, что будут готовить «возвращение» в РПЦ.

Недобор голосов при принятии «исторического» решения

Казалось бы, в РПЦ, где так яростно выступают против всяких расколов и самовольных действий священников, не должны были бы соглашаться с такой логикой развития событий.

Но в Москве решили действовать, как обычно, то есть вопреки собственным утверждениям. Сформировали комиссию, стали готовить объединение. За это время патриарх успел отставить архиепископа Иоанна от руководства русскими приходами, но тот все равно созвал конференцию, призванную одобрить присоединение к РПЦ.

И тут Русскую церковь поджидал еще один конфуз – на собрании, которое не имело никакого церковного статуса с точки зрения Константинополя, для принятия необходимого «исторического» решения не хватило голосов.

Неуклюжесть церковной дипломатии

Священный синод РПЦ 14 сентября принял решение о вхождении Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе в состав РПЦ, после рассмотрения обращения архиепископа Иоанна.

РПЦ это, впрочем, не остановило. Архиепископ Иоанн быстренько объяснил, что когда речь идет о таких важных вещах, на церковный устав и французские законы можно гордо наплевать с русской колокольни. И – красиво плюнул, объявив о собственном переходе к Кириллу и позвав за собой всех желающих.

Вне всякого сомнения, такие желающие будут.

Однако будет немало и тех, кто за Иоанном не пойдет – иначе не случилось бы истории с провалом голосования. Патриарх Кирилл и пропагандисты РПЦ говорят об «историческом событии» объединения с русскими приходами Западной Европы, однако на самом деле происходит раскол в одной из русских православных юрисдикций. И раскол этот спровоцирован именно действиями РПЦ, которая просто решила воспользоваться ситуацией и под звон колоколов стащить то, что плохо лежит – а получилось как-то не очень красиво, без звона.

Так у патриарха Кирилла появился свой церковный раскол. Если раскол православия в Украине – «заслуга» его предшественника Алексия II, а сам Кирилл делал и делает все возможное, чтобы этот раскол углубить, то раскол в русской архиепископии Европы – личная заслуга действующего патриарха и свидетельство того, что русская церковная дипломатия по степени неуклюжести может вполне конкурировать с дипломатией государственной.