Турецкие власти называют проходящие в стране массовые протесты «движением насилия», однако сами же массово применяют силу против оппозиции — счет задержанных пошел на тысячи. Тем не менее в выходные 29–30 марта более 2 млн жителей снова вышли на улицы турецких городов. Участники митингов игнорируют запреты властей на проведение шествий и собраний: протесты уже стали самыми массовыми в истории современной Турции. Триггером для их выступлений стало задержание мэра Стамбула Экрема Имамоглу по обвинению в коррупции и связях с Курдской рабочей партией. Утром 19 марта, помимо задержания самого популярного оппозиционера, прокуратура выдала также постановление о задержании 106 человек, среди которых, например, были сотрудники городской мэрии, артист Эрджан Саатчи и журналист Исмаил Саймаз. После этого оппозиция объявила столичного мэра своим кандидатом в президенты по итогам праймериз и потребовала проведения досрочных выборов. В итоге Эрдоган, надеявшийся укрепить свою власть, оказался перед одним из самых серьезных кризисов за время своего правления.
18 марта Совет по высшему образованию Турции (Yükseköğretim Kurulu, YÖK) аннулировал диплом мэра Стамбула Экрема Имамоглу, тем самым лишив его возможности баллотироваться в президенты: высшее образование — это обязательное условие для кандидатов на пост главы государства. Стамбульский университет, в котором учился Имамоглу, поддержал это решение. Студенты в ответ объявили о проведении протестного митинга. Начиная с 19 марта, после новости о задержании мэра, на оппозиционные акции выходят и студенты ведущих университетов в Анкаре, Стамбуле, Измире и других городах. Полиция пытается разгонять протестующих, в том числе с помощью слезоточивого газа, водометов и резиновых пуль.
Обвинения, выдвинутые против Экрема Имамоглу, которого считают главным соперником турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана на предстоящих в 2028 году президентских выборах, были категорически отвергнуты как им самим, так и Республиканской народной партией (РНП), членом которой он является.
Лидер РНП Озгюр Озель назвал показательное задержание мэра Стамбула переворотом. «Мы призываем весь наш народ сопротивляться этой попытке переворота, полностью поддерживая любую реакцию, которая последует от нашей организации, гражданского общества и профессиональных объединений», — приводятся слова Озеля в заявлении, опубликованном на сайте Республиканской народной партии.
К реакции политических оппонентов и значительной части населения на арест Имамоглу власти готовились заблаговременно. Практически сразу после задержания мэра в Турции была замедлена работа Youtube, Instagram, Facebook, Twitter, WhatsApp, перекрыты не только дороги, ведущие к мэрии Стамбула, близлежащие станции метро, но и площадь Таксим (любимое место стамбульских протестующих). Несмотря на все принятые меры, начиная с 19 марта РНП ежедневно собирает многотысячные митинги на площади Сарачхане перед зданием мэрии. Уличные протесты с требованием отставки правительства и в поддержку Имамоглу проходят почти во всех городах страны.
Кто такой Экрем Имамоглу
55-летний Имамоглу — одна из самых ярких звезд турецкой оппозиции. Его политическая карьера началась в 2008 году со вступления в Республиканскую народную партию. Через год он возглавил отделение партии в стамбульском районе Бейликдюзю. Спустя еще четыре года, в 2013-м, он принял участие в выборах на пост префекта этого района и одержал победу над кандидатом от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), возглавляемой Эрдоганом. Имамоглу занимал должность руководителя района в течение пяти лет. В декабре 2018 года он стал официальным кандидатом на пост мэра Стамбула.
Тогда он еще не был широко известен. Однако переживающая в тот момент внутренний кризис РНП нуждалась в яркой фигуре на муниципальных выборах. Грубо говоря, в оппозиционном обществе существовал запрос на того, кто может противостоять харизме Эрдогана. Имамоглу неожиданно оказался тем, кто вполне соответствовал этому требованию.
Мало того, политик отлично справился и с привлечением внимания умеренно религиозной прослойки турецкого общества, хотя на протяжении многих лет одним из главных козырей Эрдогана остается заявление, что РНП отвергает религиозных граждан. В этом есть доля правды — партия почти всегда позиционировала себя нарочито светской. Имамоглу же умело решил и эту проблему: по одну руку от него стояла жена с непокрытой головой, по другую — мать в хиджабе. Да и сам политик неоднократно заявлял о своей религиозности, публично посещая пятничные намазы. С его легкой руки в риторике светской оппозиционной партии легализовалась тема религии.
Основной рост популярности Имамоглу связан с его победой на выборах мэра Стамбула в 2019 году. В свое время сам Эрдоган, с 1995 по 1998 год занимавший пост столичного градоначальника, заметил: «Кто победит в Стамбуле, победит в Турции». Помимо исторически сложившейся значимости этого города, где проживает около 16 млн человек, необходимо учитывать и то, что Стамбул является экономическим центром Турции, в котором производится треть от общего ВВП страны.
Имамоглу стал тем, кто выиграл Стамбул трижды, причем вторая победа была получена в ходе повторного голосования, объявленного из-за отказа правящей партии признать результаты выборов. В 2019 году Имамоглу сначала получил 48,8% голосов, а его оппонент Бинали Йылдырым — 48,55%. Правящая партия опротестовала результаты — но на повторных выборах Имамоглу одержал оглушительную победу, набрав 54,21% голосов против 44,99% у Йылдырыма.
В том же году правящая партия потеряла и второй важнейший город — Анкару, которую возглавил Мансур Яваш из РНП.
Однако самое крупное поражение в своей политической карьере президент Эрдоган потерпел на муниципальных выборах 2024 года, когда оппозиционная РНП получила 37,77% голосов против 35,49%, которые удалось набрать правящей партии. Благодаря этой победе РНП выиграла 15 городов, 21 провинцию и 344 округа, кратно улучшив свой результат по сравнению с муниципальными выборами 2019 года.
Победа оппозиции привела к еще большему росту популярности двух ярких лидеров: один из них — левый политический деятель Экрем Имамоглу, набравший на выборах 51,08%, другой — правоцентристский политик Мансур Яваш, победивший с оглушительным результатом в 60,42%.
При этом всего лишь восемью месяцами ранее на президентских выборах 2023 года Реджеп Тайип Эрдоган набрал 49,5%, а Кемаль Кылычдароглу — кандидат от объединения шести оппозиционных партий — только 35,04% голосов. Два популярных мэра — Стамбула и Анкары — предпочли воздержаться от участия в борьбе за лидерство и поддержали нынешнего главу партии Озгюра Озеля. Неудача на президентских выборах привела тогда к смене руководства Республиканской народной партии.
Незаменимый кандидат
Преследование Имамоглу началось еще в 2022 году, когда его обвинили в оскорблении членов Высшей избирательной комиссии и приговорили к почти трем годам тюремного заключения с запретом на политическую деятельность. Считается, что это уголовное преследование и стало одной из причин, по которой Имамоглу не баллотировался в президенты на выборах 2023 года. Апелляция на решение суда до сих пор находится в рассмотрении.
В этот раз политическая подоплека происходящего даже очевиднее. 23 марта 2025 года Экрем Имамоглу был арестован по решению суда и доставлен в тюрьму Мармара. Именно в этот день Республиканская народная партия планировала выдвинуть кандидата для участия в предстоящих президентских выборах. Несмотря на арест, в списке кандидатов по-прежнему значится одно имя: Экрем Имамоглу. В свободном голосовании, прошедшем во всех крупных городах, помимо членов партии могли участвовать и те, кто не имеет отношения к РПН: согласно подсчетам, за Имамоглу проголосовали почти 15 млн человек.
Почти 15 млн человек проголосовали на оппозиционных праймериз за Имамоглу
Поверить в то, что было собрано такое количество голосов, нетрудно: в социальных медиа — сотни видео с километровыми очередями. Официально отведенное для голосования время было продлено на два часа, участки были не в состоянии принять всех желающих.
Тем же вечером около стамбульской мэрии прошел митинг в поддержку арестованного и отстраненного Имамоглу, в котором, по неофициальным данным, участвовали около полумиллиона человек. Панорамные кадры огромной толпы крупные медиа Турции — CNN Turk, NTV, TRT Haber — не показали. Высший совет по радио и телевидению пригрозил каналам, освещающим протесты в прямом эфире, лишением лицензии. Наблюдать за протестами можно только в оппозиционных медиа.
Суть обвинений
Имамоглу обвиняют в руководстве преступной организацией, которая якобы манипулировала с тендерами, совершила мошенничество в особо крупных размерах, незаконно получила персональные данные, занималась взяточничеством и вымогательством через фиктивные тендеры. По обвинению в пособничестве Рабочей партии Курдистана (РПК), которая в Турции признана террористической организацией, судья постановил освободить Имамоглу, объяснив это тем, что тот уже арестован по первому делу. Однако расследование по данному обвинению также продолжается.
Обвинение в «пособничестве террористической организации РПК» является типичным инструментом режима Эрдогана. После муниципальных выборов 2024 года уже 14 мэров (десять от курдской Партии равенства народов и демократии (DEM Parti), четверо — от РНП) были арестованы или отстранены от должностей по обвинениям в «руководстве вооруженной террористической организацией», «членстве в вооруженной террористической организации» и «пропаганде организации». В некоторых муниципалитетах после этого произошла фактическая узурпация власти, потому что были назначены государственные попечители от правящей партии.
После муниципальных выборов 2024 года в Турции уже 14 мэров были арестованы или отстранены от должностей по обвинениям, связанным с терроризмом
Ранее подобные обвинения в основном выдвигались против представителей курдской DEM Parti. Однако использование термина «пособничество террористической организации» стало инструментом запугивания и разделения турецкого общества. Расширение обвинений в адрес членов оппозиции — это недавняя тенденция, начавшаяся после того, как лидер Партии националистического движения (МНД) Девлет Бахчели предложил приговоренному к пожизненному заключению главе РПК Абдулле Оджалану убедить организацию сложить оружие в обмен на возможность смягчить наказание, намекая тем самым на нормализацию отношений с курдскими политическими силами. Оджалан, надо отметить, опубликовал после этого призыв к своим сторонникам прекратить вооруженную борьбу.
Однако нормализация отношений с курдами требует для власти поиска нового врага, и, похоже, им становится РНП — партия, лидирующая в опросах. В течение многих лет Эрдоган и его партия имели более высокие рейтинги по сравнению с оппозицией, которая всегда была разделена на несколько политических структур. Ситуация изменилась лишь в последние годы. Соцопросы указывали на падение популярности Эрдогана, а оппозиционные политики Экрем Имамоглу и Мансур Яваш опережали действующего президента и по рейтингу доверия, и по популярности.
Несомненно, большое влияние на снижение популярности Эрдогана оказывает в первую очередь плачевное экономическое состояние Турции. Согласно официальным источникам (TÜİK), инфляция в феврале 2025 года достигла 39,05%, а по независимым подсчетам (ENAG) еще больше — 79,51%.
Согласно официальным источникам (TÜİK), инфляция в феврале 2025 года достигла 39,05%, по независимым подсчетам (ENAG) и того больше — 79,51%
Устоит ли Эрдоган?
Если наблюдать за нынешними протестами в социальных сетях и оппозиционных медиа, создается впечатление, что митингует практически все население страны, но это не так. На протяжении двух десятилетий правления действующего президента турецкое общество было разделено практически пополам. Реджеп Тайип Эрдоган имеет своих сторонников, тот самый «ядерный электорат», который всегда выбирает именно его. Самое главное, с чем пытается бороться оппозиция, — это с властью одного человека (tek adam yönetimi).
Однако анализируя реакцию общества за последнюю неделю, можно с уверенностью сказать, что это самые массовые протесты в истории современной Турции — не только по количеству людей, но и по географическому охвату. Помимо трех крупных городов — Стамбула, Анкары и Измира, — сейчас на улицы выходят и в Трабзоне, Мугле, Адане, Мерсине, Фехтие, Аланье, Бурсе. Проще говоря, практически во всех крупных городах страны. Это позволяет предположить, что существующий ранее баланс разделения общества сместился в пользу оппозиции.
Однако власть, вероятно, предпримет новые ответные шаги. В оппозиционных кругах существует мнение, что следующим шагом властей станет устранение двух самых ярких оппозиционных политиков после Экрема Имамоглу — мэра Анкары Мансура Яваша и главы Республиканской народной партии Озгюра Озеля. Также активно обсуждается существование неких тайных свидетелей, утверждающих, что на партийном съезде, на котором Озель был избран лидером партии, некоторые делегаты были подкуплены. Это может привести к аннулированию итогов съезда и назначению попечителя на его место.
Не исключено, что в этом случае партию вновь возглавит ее бывший лидер Кемаль Кылычдароглу. Многие члены партии могут отреагировать на это, покинув РНП и создав новую организацию или присоединившись к уже существующей, например к Партии Родины Мухаррема Индже, который в 2018 году участвовал в президентских выборах как кандидат от РПН. Такие варианты развития событий, возможно, приведут к ослаблению оппозиции и дальнейшему укреплению правящей власти.
Не стоит забывать и о том, что у Эрдогана благодаря его пропагандистскому аппарату есть возможность переложить вину за экономические трудности на оппозицию, и он уже пытается это делать. Все еще существующая поляризация общества не позволяет оппозиции достучаться до сторонников правящей партии, которые считают, что аресты — это простые коррупционные дела, а главной проблемой для них остается рост цен, и протесты лишь мешают улучшению их уровня жизни.
В настоящий момент оппозиционную Республиканскую народную партию поддержали сторонники и ее главы, и других политических организаций, но РНП нужно сохранить эту поддержку и консолидировать объединенную оппозицию.
Глава РНП Озгюр Озель на ежевечерних митингах у стамбульской мэрии утверждает, что для противостояния действующему режиму у оппозиции заготовлены планы «А», «В», «С» и так далее до последней буквы алфавита, при этом подчеркивая, что несомненно это будет непростой и тернистый путь. По словам Озеля, сейчас главная цель РНП — заставить правительство провести досрочные выборы в ноябре 2025 года: «Мы говорим господину Тайипу: эти пять лет уже были спорными. Осталось два с половиной года. Давайте проведем выборы. Пусть народ выберет того, кого он хочет».