"Родители спрашивают – Зачем учиться?" - Владимир Спиваковский

"Родители спрашивают – Зачем учиться?" - Владимир Спиваковский

И что делать, если школа набрыдла. А ведь скоро 1 сентября...

И что они уже от отчаяния готовы создавать свои собственные школы. Хоть на одного ребенка, хоть на несколько семей альтернативные. Или уходить в онлайн...

Хоть что угодно, лишь бы не отдавать своё дитя туда, где так неуютно и иногда даже бесперспективно.

Многие родители мечутся с вопросами, что лучше: Онлайн или офлайн?.. Здесь или уезжать?.. Частная или государственная?... Куда податься?

Отвечу так. Уже хорошо то, что есть выбор. Просто пришло время, когда одного-единственного ответа недостаточно.

Мы уже привыкли к тому, что существуют дилеммы: отдыхать у моря или у снега.., нравится мясо или рыба.., жить лучше в доме или в квартире.., учиться в онлайне или в офлайне..., пользоваться Apple или Samsung.

Просто нужно иметь собственные предпочтения и приоритеты.

Теперь уже дошла очередь до решения проблемы "где и как учить своего ребенка".

Я объездил 107 стран, глубоко «копал» разные системы образования, меня даже включили в число 100 Амбассадоров от Финляндии по распространению в мире самых лучших обучающих технологий.  

Поэтому скажу, что так же, как в мире сейчас происходят тектонические сдвиги в политике и экономике, такие же сокрушительные перемены коснулись и систем образования.

Теперь уже не столь важно просто ходить в школу, изучать параграфы, решать задачки, писать контрольные и сдавать тесты.

Ситуация в образовании чрезвычайно структурируется, и реформы приобретают неожиданный вид.  

Для того, чтобы понять "Что делать", нужно иметь ответы на 7 базовых ключевых вопросов. И самый главный из них - вот этот:

1. Зачем учиться? .. И тут ответ очевиден: не выучивание математики или географии, или даже сдача тестов и экзаменов, а достижение 7-10 базовых параметров человека к окончанию школы, которые реально нужны для поступления и обучения в вузе, и для работодателей. Я их привел в конце.

Когда мы определимся с этими финишными параметрами, тогда методом обратного счета мы можем достаточно точно ответить на второй вопрос:

2. Чему учиться?.. Это набор знаний, умений, скиллов – полный курикулум, расширенная учебная и практическая программа. Частично обязательная, частично по выбору.

Она тщательно увязана с первым вопросом.

Потому что для разных целей программа будет разной. Тем, кто хочет осуществлять мировые прорывы в айти, надо учиться по одной программе, а кому нравится спасать экологию, – будет иметь совсем другую программу и акценты.

Когда мы определимся с разветвлениями таких учебных программ, тогда наступает время для третьего вопроса:

3. Как учиться?.. А именно, какие нужны технологии, способы и инструментарии, чтобы освоить и усвоить учебную программу. Потому что в зависимости от этих технологий, обучение будет эффективным или неудачным, долгим или быстрым, глубоким или поверхностным...

Тут главный принцип такой «Больше знаний за меньшее время!». А также чтобы овладевать знаниями легче, быстрее и надольше.  

У меня в списке таких эффективных технологий свыше 100, так что есть из чего выбрать. Самые передовые из них – это кейс-уроки, тайминговые, акселеративные, командные, игровые, смартовые, дистанционные, фаст-треки, соревновательные, мотивационные…

Благодаря им уроки перестают быть скучными. Более того, на них дети бегут с удовольствием. А разве это не одна из наших целей?

Когда становится понятным набор технологий, то только тогда возникает следующий четвертый вопрос, потому что раньше его решать было бы бессмысленно:

4. Кто будет учить?... И это уже не просто учителя. В 21 веке это уже навигаторы, визионеры, менторы, коучи, практики, тьюторы, лекторы, интернет, соцсети...

Спрашивают, а как же учителей переучивать, чтобы они «соответствовали»? Очень просто. Если известны ответы на первые три вопроса, то учителя быстро освоят все новые учебные процессы.

(Забегая вперед, скажу, что ответы уже нами найдены, апробированы и внедрены во многих школах не только в Украине, но в других странах. Так что весь приводимый здесь алгоритм – очень практичен).

Когда разобрались с учителями-тьюторами-менторами-навигаторами…, переходим к следующему пятому вопросу:

5. Где учиться? Сейчас самый актуальный вопрос в связи с ковидом, это дилемма: в онлайне или офлайне.

Я сам сторонник традиционной школы, и счастлив, что создал первую в стране частную школу лицей Гранд еще в далеком 1988 году, когда в условиях коммунизма было много противодействия и недоверия. Но всё хорошее всегда пробивает себе дорогу.

И когда полтора года назад на мир обрушился ковидно-пандемический гром, и образование стремительно перешло в онлайн, выяснилось, что оно к этому не готово.

С одной стороны, это было печально, а с другой стороны – это свидетельствовало о возникновении новой огромной свободной ниши, которую теперь предстоит осваивать и расширять.

Задача, которую я поставил себе, такая: Можно ли создать такую онлайн школу, которая в создавшихся экстремальных условиях не уступала бы обычным школам, а по некоторым параметрам и превосходила их?

И, как я всегда говорю студентам, любая проблема может быть решена, если она сформулирована. Поэтому на вопрос «можно ли и стоит ли учиться в онлайне», - ответ положительный. Уже можно. Мы убедились в этом после начала работы полноценной онлайн школы «Гранд-Экспо».

Вы спросите – подходит ли онлайн для всех? Нет, пока только для процентов 20% родителей и детей, которым это уже нравится.

Кому именно? Кто живет далеко от школы..., кто опережает или отстает..., интравертам..., «ботаникам»..., кто часто болеет..., у кого частые тренировки и репетиции..., кого в школе обижают..., кому в школе скучно..., кто не любит рано вставать..., чьи родители беспокоятся за безопасность и здоровье своего ребенка..., и так далее.

Главное, чтобы в онлайн школе были продумано и обеспечено то, что беспокоит родителей: социализация, безопасность, комфорт и знания.  

И вот, после этого, когда вся схема в основном салгоритмизирована, и модель в целом выстроена, наступает время для главного шестого вопроса:

6. Сколько это должно стоить, и кто за это будет платить. Ответ: источников финансирования много и все они применимы. Полный бизнес-план уже есть, и я о нем буду рассказывать отдельно.

Ну, и наконец, последний седьмой вопрос:

7. Что все мы получим в конце, как результат? Тут тоже определен не один параметр в виде баллов ЗНО, а примерно 7-10 индикаторов результативности учебы школьника и удовлетворенности родителей.

Ведь каждый родитель, ректор и работодатель хотели бы, чтобы кроме классических знаний, школьник владел:

- современными знаниями,

- иностранными языками,

- чтобы ребенок был здоровым (разве это не важно?),

- чтобы у него был сильный характер,

- оперативная и долговременная память,

- умение работать с информацией,

- практические навыки, умения и компетенции (которых по списку 100 штук).

Об этом мечтают многие родители.

И вот пришло то время, когда «The Dreams Come True».

Это когда будут довольны и дети, и родители, и учителя, и страна в целом.

Это и была бы реформа, как переход от прежней совковой устарелой системы образования к новой, как когда-то перешли от телег к автомобилям.

Тогда не мы бы ездили в Финляндии и Сингапуры, а они бы ездили к нам. Это был бы самый главный показатель, что мы лидеры образования в мире. И это был бы настоящий Кейс - как прорыв к новому глобальному миру. Цифровому, экологичному и прогрессивному.

Что в принципе, не так уж сложно, и нам по силам.

Поэтому накануне 1 сентября я скажу… не "Back to school"!

А "Вперед, в школу"!

P.S. Так как вопросов стало приходить очень много, то на днях начну видео ответы на ваши вопросы. Присылайте свои вопросы сюда или мне в месенджер, и будем вместе разбираться - что нужно нашим детям в это сложное время, и как родителям определиться - где, как, чему и зачем учиться их ребенку.